Педагогика – это наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Краткая характеристика вклада Л. Н. Толстого в педагогику
Граф Лев Николаевич Толстой в 22 года открывает в своем родовом имении Ясная Поляна первую школу для крестьянских детей. По мнению Л.Н. Толстого одной из основных задач, стоящих перед государственными чиновниками, является создание школьной системы, которая бы отвечала потребностям и интересам всего народа. Только в этом случае можно будет достичь необходимого уровня развития среди народа, что положительно скажется и на общем развитии общества и государства.
В основе обучения, Л.Н. Толстой видел свободу, так как свобода является единственным критерием эффективной педагогики, защищающей интересы и идеалы гуманистического образования.
Для того, чтобы понять какой из способов обучения является наиболее продуктивным, Л. Н. Толстой ставил педагогические эксперименты.
Вклад Л. Н. Толстого в педагогику того времени заключается в том, что процессом обучения детей крестьян занимались в основном отставные солдаты и дьячки. Процесс обучения был бессистемен, а методы обучения иногда достаточно жестокие, так как наказания считались естественным и обязательным ритуалом.
Л. Н. Толстой строил процесс обучения кардинально иначе. В основе была заложена свобода ученика. Под свободой Л. Н. Толстой понимал организацию такой формы урока, при которой ученики могли, открыто выражать свои мысли, идеи, вести с учителем беседы. То есть, основная форма урока – словесная. Дети изучали в школе арифметику, чтение, письмо, грамматику, географию, природоведение, рисование и пение.
Принципиальное отличие Яснополянской школы Л. Н. Толстого было отношение педагогам к тем знаниям и умениям, которые дети приобрели вне школы. Это связано с тем, что, по мнению Л. Н. Толстого, дети, особенно начальных классов должны обладать широким кругозором. С этой целью недалеко от школы был организован участок земли, на которой дети могли получать не только знания об окружающей природе, но и формировать необходимые умения и навыки.
Вклад Л. Н. Толстого в педагогику не ограничивается только открытием школы для крестьянских детей в Ясной Поляне. По его инициативе было открыто более двадцати школ по всей Тульской губернии, издавался педагогический журнал «Ясная поляна», разрабатывались учебные программы, распространялись книги среди народа, было написано большое количество статьей по педагогике.
«Азбука» Л. Н. Толстого
«Азбука» Л. Н. Толстого – это комплекс учебных материалов, представленный в четырех книгах.
Азбука представляет собой своеобразную энциклопедию, которая не только учит детей чтению и письму, но и обогащает их знания в области физики, химии, ботаники, зоологии, художественного искусства и многом другом.
Основу содержания азбуки составляют взгляды Л. Н. Толстого на сущность системы образования. Ее он видел, в первую очередь, в освоении детьми элементарных знаний, который им сообщаются в школе. Данные знания в дальнейшем должны стать фундаментом (основой) для жизненного развития человека.
Обучение по «Азбуке», опиралось на самопроизвольное раскрытие у ребенка тех способностей, которые были заложены им от природы. Свобода обучения и воспитания была направлена на развитие разностороннее развитой личности, имеющей необходимый запас знаний, владеющей навыками поведения в обществе и имеющей свою точку зрения на происходящие события и явления.
Процесс обучения в школе Л. Н. Толстого начинался с того, что дети получали знания не в готовом виде от учителя, а «добывали» их самостоятельно с учителем, под его руководством.
Школа Л. Н. Толстого – это своего рода семья, задача которой дать ученикам как можно больше знаний и умений.
Так, если задача одного учителя научить детей писать и считать, то задача другого – показать красоту окружающего мира и т.д. Тем самым разные педагоги не только дают детям разные знания, но и, применяя свой подход к обучению, развивают у детей навыки эффективного взаимодействия с окружающими. Именно это и отличало процесс обучения в Яснополянской школе, от обучения у дьячка или отставного солдата, которые в одиночку давали детям весь объем знаний, который у них имеется.
Педагогические идеи Л. Н. Толстого
Педагогические идеи Л.Н. Толстого отличаются оригинальностью и своеобразием. Большое внимание в Яснополянской школе уделялось развитию творческого потенциала и самостоятельности. Все это достигалось посредством реализации системы «свободного воспитания».
Л.Н. Толстой занимался не только теоретическими разработками в области обучения, но и осуществлял практическую педагогическую деятельность. Так, он вел уроки математики, физики, истории, а также преподавал некоторые другие предметы. Основная форма урока – это рассказ или беседа. Ни за плохое поведение, ни за плохую успеваемость детей не порицали.
Выражая свои мысли в статьях, которые публикуют в педагогических журналах, в том числе и в журнале «Ясная Поляна», он критикует традиционную школу. В основе критики лежит то, что ребенка не следует принуждать к обучению, если он сам того не желает. Задача педагога найти подход к каждому ученику, на основании его природных способностей и потребностей в обучении и воспитании.
Основная задача каждого учителя – развивать природу своих учеников.
Обучение в школе Л.Н. Толстого осуществлялось в три ступени, которые были представлены тремя классами:
- младший класс
- средний класс
- старший класс
Домашние задания не практиковались, все необходимое учащиеся выполняли в школе, самостоятельно или с помощью учителя.
Основной метод обучения – живое слово учителя (беседа или рассказ).
Л. Н. Толстой обладал исключительным талантом педагогической наблюдательности. Он чутко прислушивался к ошибкам детей в родном языке, в арифметике, устанавливал психолого-педагогические причины их ошибок, вникал в интимные переживания школьников. Он изумительно точно раскрыл такие своеобразные черты в психологии детей, как непосредственность, образность, конкретность их мышления, непосредственность и искренность в выражении мыслей и чувств.