Интеграция образования и лечения
Попытки интеграции лечения и образования предпринимались еще К. А. Раухфусом в конце XIX века, в санаторном медико-педагогическом учреждении для детей, созданном им же для детей с хроническими болезнями, под Санкт-Петербургом.
С 1909 года в России была начата разработка различных интегративных проектов санаториев и курортов для оздоровления детей. Их наполнение по своему содержанию не могло охватить ни исключительно лечение, ни приобщение детей к разнообразным типам воспитательной деятельности, включая художественную, самодеятельную, трудовую, сельскохозяйственную, физическую и пр.
В 1912 году было инициировано открытие санаторной школы для детей с неврастенией и психопатиями в Санкт-Петербурге. Первоосновой ее деятельности стало сопряжение идей интеграции лечебного и педагогического процессов. В данном подходе было акцентировано внимание на организации позитивной социальной среды, радушном общении с детьми, а также стимулировании достижений ими успехов, персональном подходе к детям, устранении непосильных для них нагрузок, развитии их способностей и склонностей, коррекция дурных привычек.
Вышеперечисленные интегративные принципы считались основой функционировании санаторных школ и школ для детей с особыми потребностями в обучении и в СССР.
Вся система санаторно-курортного лечения состояла из детские санаториев, санаторных школ и дошкольных учреждений, санаторных пионерских лагерей, и помогала накапливать опыт по формированию интегративных реабилитационных программ.
А. А. Дубровский в 1984 году приступил к созданию комплекса санаторных пионерских лагерей с круглосуточным функционированием, выстраивая их инфраструктуру. Они совмещали функции, выполняемые лечебным учреждением, школой и пионерским лагерем. В них интегрировалась лечебная, учебно-воспитательная, досуговая, трудовая, рекреационная деятельность, охватывающая архитектуру окружающей среды, активную пионерскую работу, поиск оптимальной методики работы с детьми, создание коллектива единомышленников, подготовку воспитателей с формированием их педагогической позиции, сочетание методики воспитательного воздействия с психологией больного ребенка, систему различных игр, деятельность специальной психотерапевтической службы, а также активную взаимосвязь с семьями воспитанников.
Интегративная суть лечебной педагогики отчетливо прослеживается в ее объекте и предмете. Выготским Л. С. Было подчеркнуто, что область лечебной педагогики представлена воспитанием, которое необходимо объединить с лечением, несмотря на то, что часто невозможно провести отчетливую грань между ними. Это значит, что лечение ребенка с дефектом должно быть раскрыто в воспитании.
Интегративная суть лечебной педагогики
Н. А. Голиков в своих исследованиях обращался к определению предмета лечебной педагогики. В качестве такового он рассматривал условия организации образовательной деятельности детей с ослабленным здоровьем, которые помогают сохранять здоровье воспитанников, способствуют их оптимальной социально-психологической адаптации и интеграции в общество, а также формированию личности, способной стать социально востребованной и значимой.
Интегративная суть лечебной педагогики в качестве отрасли педагогики подчеркивается и ее задачами. Они могут быть сформулированы следующим образом:
- научное обеспечение восстановления здоровья личности в гармоническом единстве с ее развитием, обучением и воспитанием;
- исследование структуры основных нарушений, которые вызывают проблемы в развитии и адаптации детей к окружающей действительности;
- анализ возможностей разнопланового воздействия педагогической науки на окружающую действительности, учитывая специфику развития детей с проблемами развития, а также их индивидуальные особенности;
- разработка специализированных методов, индивидуальных и групповых программ, направленных на коррекцию и восстановление нарушенных функций, а также на активизацию психомоторики детей и их эмоционально-личностное развитие;
- проектирование индивидуализированных программ семейного воспитания и семейной психотерапии, направленных на психотерапевтическое влияние на детей и их семьи, на адекватно развивающееся взаимодействие ребенка со своей матерью;
- создание доброжелательной и оптимистичной атмосферы, чтобы отвлечь ребенка от болезни и вселить ему веру в выздоровление;
- организация социально-педагогической и психологической профилактики, направленной на укрепление и охрану здоровья ребенка.
Иными словами, лечебная педагогика по своему содержанию направлена на поиск способов гуманной организации жизни детей, учитывая при этом ряд конкретных проявлений их болезней, создание эмоционально положительного настроя и благоприятной лечебно-педагогической атмосферы.
В существенных для нынешнего момента педагогических изысканиях интеграция в качестве создания синкретичного знания, касающегося объекта лечебной педагогики, может быть трактована на уровнях синхронизации, координации, сотрудничества, частной или полной интеграции. На уровне создания концепции и проектирования лечебно-педагогической деятельности интегративный принцип взаимосвязан с использованием общенаучных и частно-научных приемов интеграции. Здесь могут быть приняты решения лечебно-педагогических проблем, касающиеся преобразований в национальной политике относительно реабилитации, коррекции, оздоровления детей и деятельности лечебно-педагогических учреждений и служб.
Лечебная педагогика в качестве интегральной сферы деятельности педагогики, медицины и психологии имеет кардинальные отличия от собственно дефектологических наук. Она занимается вопросами, связанными с оздоровлением и реабилитацией детей, которые находятся в пограничных психических состояниях, а также предотвращением и коррекцией в процессе воспитания, образования и самоактуализации расстройств учеников, имеющих различные физиологические и психические отклонения. Сегодня лечебно-педагогическая деятельность — необходимая часть инклюзивного образования, социальной терапии, практики сопровождения детей, у которых отмечаются трудности с обучением, а также детей с девиантным поведением.