Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин об игре

Теории происхождения игры

Определение 1

Игра – это тип непродуктивной деятельности, который возникает на определенном этапе онтогенеза и направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Проблема возникновения игр в психологии сформировалась в качестве составной части проблемы способов проведения свободного времени и досуга людей на различных этапах социально-экономического и культурного развития общества.

Существует несколько основных объяснений появления игры:

  • Теория избыточной нервной силы и компенсаторной силы, возникшая в 19 веке. Данная теория принадлежит английскому философу Спенсеру, которым игра рассматривалась в качестве результата чрезмерной активности, которую невозможно исчерпать в обычной деятельности. Спенсер утверждал, что игры – проявление инстинкта.
  • Теория инстинктивности – упражнения в игре, предпосылки инстинктов. Особенно популярной стала теория предпосылок швейцарского ученого К. Гросса, считающего игру первичной. К первичным факторам относят: усталость или избыток энергии, стремление соперничать и подражать.
  • Эволюционное понимание игры – рассмотрение игр животных, инстинктивные формы которых неадекватны для адаптации к изменяющимся условиям существования. В игре животных протекает процесс предварительной адаптации, то есть предпосылки инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их созревания.
  • Теория рекапитуляции и предвосхищения – Холл Г.С. ввел идею рекапитуляции, то есть сокращенное повторение этапов развития человека, в детскую игру. Игры помогают преодолевать прошлые инстинкты, стать цивилизованнее. Игра – это редуцированная деятельность, то есть воспроизведение образа жизни и культовых обрядов далеких предков.
  • Теория функционального желания – скрытые желания бессознательного в игре в основном несут эротический оттенок и чаще всего встречаются в ролевых играх. Иными словами, игра – реализация желаний, которые не могут быть реализованы ребенком в реальности.

Многие ученые, включая Пиаже, Левина, Выготского, Эльконина, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, считали, что игра создана в свете духовности и выступает как источник духовного развития детей.

Возникновение игры с позиции ее культурологического изучения, может быть объяснено ее социальным характером, внутренней структурой и значением для развития личности, в нашей стране данный подход разрабатывали Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.

Специфика образовательных игр

Любая образовательная содержит три основных компонента:

  • достижение цели;
  • набор критериев, необходимых для определения победителя и проигравшего;
  • формулировка правил, регулирующих действия игроков.

Образовательная игра содержит игровое задание по предмету и выступает способом повышения мотивации и создания развлечения для изучения конкретного предмета, предполагающим выполнение учениками нескольких языково-мыслительных действий в формате игр. Ценность обучающей игры – не то, какая реакция вызвана ею у детей, а ее эффективность в процессе решения конкретной задачи относительного каждого учащегося.

«Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин об игре» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Условия эффективности игр

Использование игр в образовательной деятельности предполагает необходимость соблюдать определенные правила:

  • игры должны носить такой характер, чтобы игроки привыкли относиться к ним как к незатруднительному, приятному делу, а не как к причине для беспокойства;
  • игра должна поддерживать здоровье тела и бодрость духа;
  • игра не должна нести угрозу жизни и здоровью;
  • игра должна выступать как преддверие для серьезных дел;
  • игры должны заканчиваться до того, как детям станет скучно;
  • игры должны идти под контролем воспитателя.

Смысл игровых действий должен быть соответствующим смыслу и содержанию поведения в реальных жизненных ситуациях, чтобы была возможность перенести основной смысл игровых действий на реальную детскую деятельность.

Игры не должны быть излишне образовательными и дидактическими, то есть их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать излишнего объема информации.

Сущность и методологическая структура ролевых игр

Ролевая игра давно превратилась в метод обучения. Сегодня использование ролевых игр подкреплено теорией, названной «теория ролей», которую разработали социологи и социальные психологи. Сторонники считают, что взаимосвязь индивида и среды проявляется тем, что человек выполняет сразу несколько ролей: родитель в семье, учитель или врач на работе и пр. Эти роли предполагают определенное речевое и неречевое поведение человека.

Ролевые игры имеют огромный обучающий потенциал - ролевая игра может считаться максимально точной моделью обучения, так как в ней имитируется реальность в самых существенных чертах, и в ней переплетено вербальное и невербальное поведение партнеров.

Помимо того, ролевые игры:

  • имеют большой потенциал для мотивации и побуждения действовать;
  • предполагают активное личное участие игроков во всех происходящих событиях;
  • расширяют ассоциативную базу во время усвоения предмета, так как учебная ситуация выстраивается как игра, предполагающая описание ситуации, характер действующих лиц и отношений между ними;
  • способствуют развитию учебного сотрудничества и партнерства;
  • имеют образовательная ценность.

Структуру детской ролевой игры предложил Д.Б. Эльконин. Здесь необходимо уточнить, что ролевая игра и отдельные ее структурные элементы имеют разное значение для учащихся и педагогов.

Дата последнего обновления статьи: 14.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot