Теории происхождения игры
Игра – это тип непродуктивной деятельности, который возникает на определенном этапе онтогенеза и направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Проблема возникновения игр в психологии сформировалась в качестве составной части проблемы способов проведения свободного времени и досуга людей на различных этапах социально-экономического и культурного развития общества.
Существует несколько основных объяснений появления игры:
- Теория избыточной нервной силы и компенсаторной силы, возникшая в 19 веке. Данная теория принадлежит английскому философу Спенсеру, которым игра рассматривалась в качестве результата чрезмерной активности, которую невозможно исчерпать в обычной деятельности. Спенсер утверждал, что игры – проявление инстинкта.
- Теория инстинктивности – упражнения в игре, предпосылки инстинктов. Особенно популярной стала теория предпосылок швейцарского ученого К. Гросса, считающего игру первичной. К первичным факторам относят: усталость или избыток энергии, стремление соперничать и подражать.
- Эволюционное понимание игры – рассмотрение игр животных, инстинктивные формы которых неадекватны для адаптации к изменяющимся условиям существования. В игре животных протекает процесс предварительной адаптации, то есть предпосылки инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их созревания.
- Теория рекапитуляции и предвосхищения – Холл Г.С. ввел идею рекапитуляции, то есть сокращенное повторение этапов развития человека, в детскую игру. Игры помогают преодолевать прошлые инстинкты, стать цивилизованнее. Игра – это редуцированная деятельность, то есть воспроизведение образа жизни и культовых обрядов далеких предков.
- Теория функционального желания – скрытые желания бессознательного в игре в основном несут эротический оттенок и чаще всего встречаются в ролевых играх. Иными словами, игра – реализация желаний, которые не могут быть реализованы ребенком в реальности.
Многие ученые, включая Пиаже, Левина, Выготского, Эльконина, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, считали, что игра создана в свете духовности и выступает как источник духовного развития детей.
Возникновение игры с позиции ее культурологического изучения, может быть объяснено ее социальным характером, внутренней структурой и значением для развития личности, в нашей стране данный подход разрабатывали Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.
Специфика образовательных игр
Любая образовательная содержит три основных компонента:
- достижение цели;
- набор критериев, необходимых для определения победителя и проигравшего;
- формулировка правил, регулирующих действия игроков.
Образовательная игра содержит игровое задание по предмету и выступает способом повышения мотивации и создания развлечения для изучения конкретного предмета, предполагающим выполнение учениками нескольких языково-мыслительных действий в формате игр. Ценность обучающей игры – не то, какая реакция вызвана ею у детей, а ее эффективность в процессе решения конкретной задачи относительного каждого учащегося.
Условия эффективности игр
Использование игр в образовательной деятельности предполагает необходимость соблюдать определенные правила:
- игры должны носить такой характер, чтобы игроки привыкли относиться к ним как к незатруднительному, приятному делу, а не как к причине для беспокойства;
- игра должна поддерживать здоровье тела и бодрость духа;
- игра не должна нести угрозу жизни и здоровью;
- игра должна выступать как преддверие для серьезных дел;
- игры должны заканчиваться до того, как детям станет скучно;
- игры должны идти под контролем воспитателя.
Смысл игровых действий должен быть соответствующим смыслу и содержанию поведения в реальных жизненных ситуациях, чтобы была возможность перенести основной смысл игровых действий на реальную детскую деятельность.
Игры не должны быть излишне образовательными и дидактическими, то есть их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать излишнего объема информации.
Сущность и методологическая структура ролевых игр
Ролевая игра давно превратилась в метод обучения. Сегодня использование ролевых игр подкреплено теорией, названной «теория ролей», которую разработали социологи и социальные психологи. Сторонники считают, что взаимосвязь индивида и среды проявляется тем, что человек выполняет сразу несколько ролей: родитель в семье, учитель или врач на работе и пр. Эти роли предполагают определенное речевое и неречевое поведение человека.
Ролевые игры имеют огромный обучающий потенциал - ролевая игра может считаться максимально точной моделью обучения, так как в ней имитируется реальность в самых существенных чертах, и в ней переплетено вербальное и невербальное поведение партнеров.
Помимо того, ролевые игры:
- имеют большой потенциал для мотивации и побуждения действовать;
- предполагают активное личное участие игроков во всех происходящих событиях;
- расширяют ассоциативную базу во время усвоения предмета, так как учебная ситуация выстраивается как игра, предполагающая описание ситуации, характер действующих лиц и отношений между ними;
- способствуют развитию учебного сотрудничества и партнерства;
- имеют образовательная ценность.
Структуру детской ролевой игры предложил Д.Б. Эльконин. Здесь необходимо уточнить, что ролевая игра и отдельные ее структурные элементы имеют разное значение для учащихся и педагогов.