Понятие квест-технологий и их значимость в образовательном процессе
Понятие квест-технологии зависит от ее содержания. В образовательном процессе выделяют следующие виды квест-технологий:
- Квест-технология с использованием приключенческой игры – решение поставленных педагогом задач учащиеся осуществляют в процессе передвижения, согласно сюжету. Сюжет игры может быть строго установленным или же иметь несколько возможных вариантов в зависимости от действия участников.
- Квест-технология, основанная на поиске – игра, основанная на историческом, мифическом или приключенческом реалистичном сюжете. Так же необходимо решать задачи, преодолевать трудности, находить решения.
- Квест-технология, основанная на компьютерной игре-повествовании – технология, которая предусматривает поиск решения задач посредством прохождения компьютерной игры, имеющей определенный алгоритм. Прохождение квеста может осуществляться как одним игроком, так и несколькими в рамках одной игры, по общей сети.
- Квест-технологии, содержащие комплекс заданий – предусматривают постепенное решение заданий, каждое решенное задание приносит игроку бонусы или баллы, а также возможность выполнения следующего задания.
- Квест-технология, основанная на интеллектуально-экстремальных видах игр на улицах города или за его пределами.
- Квест-технология, которая включает в себя веб-квест – самостоятельная поисковая деятельности, осуществляемая на просторах интернета, по заранее составленному маршруту.
- Образовательная квест-технология – содержит комплекс проблемных заданий, которые представлены в игровой форме, а их решение требует конкретных образовательных знаний.
Таким образом, квест-технология является своеобразной формой взаимодействия педагога и учащихся, направленной на формирование умений решать научные и учебные задачи через реализацию определенного сюжета.
Впервые квест-технология была предложена в США в 1995 году. Использование данной технологии показывает высокие результаты, допустимо применение, начиная со старшего дошкольного возраста. Квест-технологии направлены на формирование коммуникативных и информативных компетентностей учащихся, успешного овладения ими научными знаниями и умениями применять их на практики.
Внедрение квеста в образовательный процесс может быть как кратковременным (на 1-2 занятие), так и долгосрочным (прохождение квеста в течение недели или месяца).
Образовательные квест-технологии предполагают выполнение детьми различных заданий, которые заставляют учащихся самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации и на ее основании принимать дальнейшие решение. Кроме того, квест-технологии формируют умение работать в коллективе, принимать решения сообща, совместно находить решения и видеть конечный результат работы всей команды.
Использование квест-технологий, положительно сказывается не только на обучении и развитии учащихся, но «заставляет» педагога совершенствовать навыки творческого и аналитического мышления. Это связано с тем, что педагог в процессе создания и организации квеста необходимо по максимуму проявить все свои умения и навыки.
Особенности и виды квест-технологий
Квест-технологии в образовательном процессе имеют ряд особенностей:
- решение образовательных задач осуществляется через игровую и поисковую деятельности;
- в процессе прохождения квеста ребенок более раскрепощен и свободен в своих действиях, так как он чувствует поддержку со стороны товарищей или педагога;
- образовательная деятельность организуется в форме познавательной, поисковой или творческой игры;
- может быть как индивидуальным, так и групповым (коллективным).
Выделяют следующие виды квест-технологий в образовательном процессе:
- Линейный квест – задачи квеста решаются по цепочке, одна за другой.
- Штурмовой квест – для решения задачи участники используют подсказки и «вырабатывают» различные предположения и идеи для ее решения.
- Кольцевой квест – разновидность линейного, но в конце участники приходят к исходной точке, то есть весь маршрут проходит по кругу.
В зависимости от типа образовательных задач различают квест-технологии следующих форм:
- создание плакатов, презентаций или рассказов по заданной теме;
- разработка планов или проектов, в соответствии с заданными условиями;
- трансформация полученной информации, ее обобщение и представление в конечном виде;
- разнообразные творческие работы (пьесы, стихи, песня, рисунок и т.д.);
- поиск и систематизация информации по заданной теме или проблематике;
- составление головоломки, истории, детектива и т.д.
Структура образовательной квест-технологии
В настоящее время существует два варианта структуры образовательной квест-технологии.
Вариант 1:
- Пролог – ознакомление участников с сюжетом квеста, распределение ролей.
- Экспозиция – выполнение заданий, прохождение этапов, разрешение ситуаций и решение задач.
- Эпилог – подведение итогов, выделение наиболее активных участников, награждение.
Вариант 2:
- Введение – вступительное слово педагога, постановка цели, распределение ролей, составление предварительного плана работы, общий обзор квеста.
- Задание – четкая постановка задания, оно должно быть понятно всем участникам квеста, выполнимо. Обозначение ожидаемого конечного результата.
- Ресурсы – список ресурсов, которые могут оказать помощь в прохождении квеста (решении заданий).
- Процесс работы – описание всей процедуры работы, которую должен выполнить каждый участник для успешного прохождения квеста.
- Оценка – описание по каким критериям и параметрам будет оцениваться прохождение квеста, решение образовательных задач.
- Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении работы над квестом.