Культурологический подход – это способ организации образовательной деятельности, основанный на использовании комплекса средств и методов, способствующих практической реализации содержания образовательной деятельности и создании специальных педагогических условий, ориентированных на рассмотрение учащегося в качестве субъекта культуры и наделение его культурными ценностями и принципами культурного поведения.
Характеристики культурологического подхода в образовании
Культурологический подход к организации образовательного процесса можно охарактеризовать следующими аспектами:
- В основе данного подхода лежат культурные традиции. Они определяют содержание образовательного процесса: он реализуется с учетом культурных норм и ценностей конкретного народа, населяющего регион и его менталитета.
- Учащийся выступает субъектом культуры: он наделен духовно-нравственными основами социального поведения, способностью к культурному развитию и культурному самовыражению, реализации своего творческого потенциала средствами культуры.
- Культурологический подход помогает приблизить образовательный процесс к жизнедеятельности учащегося, сделать их тесно связанными и взаимодействующими компонентами.
- Осуществляется учет национальной идентичности, религиозных верований, исторического наследия учащихся в системе образования.
- В воспитательной и образовательной деятельности используется опыт семьи и социокультурного наследия учащегося. Процесс обучения базируется на знакомстве учащегося с его культурной идентичностью, семейными ценностями, укладом, традициями и обычаями. Это активизирует познавательный интерес и пробуждает эмоциональное восприятие учащимся образовательной деятельности.
- Данный подход нацелен на интеграция в образовании культурного наследия, национальных традиций, этнической идентичности и социально-педагогического достояния, обеспечения их преемственности и взаимосвязи.
- Содержание образования ориентируется на развитие культурной личности, наделенной духовными свойствами и нравственными ориентирами деятельности.
- Данный подход является фундаментом познания учащимся основ устройства окружающего мира и законов его функционирования.
- Разные варианты культур, многообразие культурных традиций определяет разнообразие методов и технологий реализации образовательной деятельности.
- Происходит изменение ценностей обучения и воспитания и уход от узкоспециализированного научного теоретического познания.
- Культурологический подход выступает ориентиром личности на творческую и развивающую деятельность, на осмысленный подход к собственному обучению и развитию.
Идеология культурологического подхода
Культурологический образовательный подход базируется на трех китах: личность, образование и культура. Он предполагает гуманную направленность образования и гуманистическое становление личности учащегося в ходе освоения культурного наследия.
Основные идеи культурологического подхода:
- Расширенное понимание логики становления и развития той сферы культуры, которая не входит в содержание учебной программы и изучения конкретной дисциплины;
- Рассмотрение культуры в качестве системы, целостной структуры, функционирующей и развивающейся по конкретным законам и принципам;
- В основе познания лежит принцип уважительного отношения к чужим взглядам, ценностным установкам, идеям, убеждениям, мнению;
- Исследование конкретных знаний и научных теорий реализуется при их рассмотрении в качестве исторических процессов, развивающихся и изменяющихся по ходу развития культуры общества и отдельных народов.
Формы реализации культурологических идей
Образовательная деятельность, основанная на применении культурологического подхода, основывается на использовании нескольких вариантов форм его практического воплощения. В ходе практической деятельности осуществляется реализация идей культурологического подхода. Они воплощаются в следующих формах:
- Кросс-культурная форма. В основе данной формы заложено сравнение разных моделей культуры, условий социального и культурного развития, оказывающих воздействие на становление и развитие личности. Кроме того, здесь рассматриваются индивидуальные психические свойства личности и ее восприятие культуры и принятие ее норм и ценностей.
- Культурно-историческая форма. Она была предложена Л.С. Выготским. В ее основе лежит усвоение ребенком культурных ценностей и культурного опыта в ходе его психического становления и развития через систему социальных знаков. В ходе социального развития личности, его социальные свойства приобретают культурный характер и культурную направленность. Психические свойства организма, также, приобретают культурный характер. Такое развитие представляет собой процесс совместной культурной деятельности ребенка и взрослого, реализуемой в зоне его ближайшего развития, в ходе которой осуществляется изменение структуры психических функций организма.
- Культурофилософская интеграция. Данная форма основана на соединение идеи культурологии, культурной антропологии, гуманитарных и естественных наук и их положение в основу организации образовательного процесса.
- Форма культурной психологии. Она базируется на перемещении культуры с окраин общей психологии в центральную позицию.
- Связь мышления и культуры. При этой форме, культурные основы связываются с повседневной жизнедеятельностью. Так, осуществляется связь духовных и материальных ценностей, происходит сопоставление фундаментальных компонентов культуры и устанавливается их воздействие на мыслительные процессы организма.
- Неклассическая форма. Она основывается на объединении идей общей, культурной психологии с философией и антропологией и выявлением их воздействия на педагогику. Происходит уход от прямых связей культуры и человека. Рассматривается опосредованное влияние культуры на развитие человеческой личности.