Основные черты кризиса семи лет
Кризис семи лет – это ступень развития ребенка, характеризующаяся возникновением сложностей с социальной адаптацией к новым условиям жизнедеятельности, вызывающим дискомфорт в психическом и эмоциональном состоянии.
Рисунок 1. Кризис семи лет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие данного кризиса сопряжено с переходом ребенка на новую ступень развития – обучение в школе. Оно сопровождается формированием большей ответственности и самостоятельности ребенка. Количество его дел увеличивается. Ребенок начинает обучение в школе, где от него требуется еще и активное участие в общественной деятельности, приобщение к трудовому процессу. От ребенка требуется не просто начать учиться, но и стать более взрослым и ответственным. Теперь он находится в коллективе, с интересами участников которого ему приходится считаться и производить действия, затрагивающие не только его личность, но и личности других детей. Требуется быстрое и активное взросление с участием в общественной жизни. Это может оказаться сложным для ребенка, развить его страхи и комплексы. Таким образом происходит развитие кризиса.
Появление новых социальных ролей влечет необходимость совершенствования навыков построения коммуникативных связей. Ребенку нужно действовать с учетом мнения и интересов коллектива, учиться общаться с его членами. На основании этого происходит формирование внутренней позиции ребенка, которая определяет его последующее прохождение жизнедеятельности.
Данный кризис относится к наиболее простым и не всегда имеет серьезные последствия. Он протекает достаточно спокойно, но при этом имеет важное значение. Поэтому его нельзя игнорировать. Он связан с саморегуляцией и самоконтролем детской личности. Это проявляется в следующем:
- Поведение ребенка становится регламентированным правилами и нормами;
- Развивается вычурность поведения, проявляющаяся в развитии претензий на внимание к своей персоне;
- Поведении становится наигранно демонстративным;
- Поведение ребенка основывается на предъявлении к окружающим норм и требований, которые предъявляются к нему;
- Формы поведения приобретают утрированный характер. Это связано с недостаточной способностью контролировать свои эмоции и чувства. Управлять ими ребенок еще не способен, а контролю они также не поддаются;
- Ребенок нуждается в уважении и признании своей независимости; Необходимость постоянного самоконтроля усложняет удовлетворение разнообразных потребностей ребенка.
Особенности проявления кризиса семи лет
Данный кризис можно охарактеризовать следующими специфическими свойствами:
- Осмысленность чувственных переживаний. Если ранее ребенок не понимал и не осознавал те чувства, которые он испытывал в данный временной момент, то теперь это осознание приходит и вырабатывается новое отношение ребенка к своей личности. Между личностью и ее переживаниями развиваются новые связи и отношения, что приводит к изменению характера самих переживаний, их смысловой значимости;
- Чувство приобретают логичную направленность. Переживания начинают носить обобщенный или аффективный характер. Это означает, что испытание одного и того же чувства многократно приводит к развитию аффективного образования, чей характер относится к единичному переживанию, подобно отношению понятия к одному воспоминанию или оценке;
- Кризис семилетнего возраста определяет степень развитости собственных запросов к дальнейшему успеху и общественному положению;
- Развиваются новые поведенческие трудности, которые связаны с непониманием ребенка своей ценности и значимости, обобщенным отношением к собственной личности;
- Происходит постепенное развитие самолюбия и самооценивания;
- Смена среды влечет за собой и смену порядка развития ребенка, ведет к переходу на новую ступень развития личности;
- Происходит смена авторитетов. Ранее авторитет родителей был для ребенка приоритетным. Теперь же, авторитетную позицию занимает педагог, который несет знания и его слово выступает для ребенка истиной.
Пути преодоления кризиса
Чтобы облегчить социальную адаптацию ребенка к школе, упростить процесс его перехода на новую ступень развития, необходимо следовать следующим рекомендациям:
- Проверить интеллектуальную и психологическую готовность ребенка к новому этапу – обучению в школе. Если ребенок еще не готов к школе, то требуется провести мероприятия, ориентированные на подготовку.
- Провести тщательную подготовку ребенка к школьному обучению в частности, необходимо приучить ребенка к новому режиму дня, ознакомить его с правилами поведения в стенах школы, показать устройство с специфику функционирования учебного заведения, мотивировать к учебной деятельности.
- Уважительно относится к мнению ребенка, его стремлениям. Это позволит развить его самостоятельность и ответственность, укрепит его собственную значимость.
- Ребенку необходимо внимание родителей. Он нуждается в заботе и любви. Он должен чувствовать свою нужность семье и понимать, что она поможет ему справится с трудностями социальной адаптации в школьном коллективе.
- Проявлять доброжелательность и поддержку. Если у ребенка возникают трудности в школе, конфликтные ситуации, то ему нужно показать свою готовность прийти на помощь и защитить. Необходимо поддерживать любые начинания ребенка, пусть даже не удачные, и помогать в достижении новых целей.
- Применение методов игровой коррекции. Такая терапия помогает устранить психологические проблемы. Она строится на основе системы взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми. Посредством игры можно развить навыки общения и создать новые стереотипы поведения в обществе.
- Следует исключить методы физического воздействия на ребенка и ослабить наказания.
- Атмосфера в семье должна быть благоприятной для полноценного и гармоничного развития личности ребенка.