Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Критерии готовности педагогов к использованию экспериментирования

Определение 1

Педагогическое экспериментирование – это проведение опытов и проб в области организации педагогического процесса.

Педагогическое экспериментирование является необходимым условием деятельности педагогов, позволяющим им реализовать свое мастерство, проявить свои творческие способности, достичь целей и задач образования, повысить качество всех направлений образовательной деятельности.

Педагогическое экспериментирование ориентировано на построение новой модели реализации педагогической практики, базирующейся на инновационных разработках, новых идеях построения педагогической деятельности, имеющей научное обоснование и логическую структуру.

Условия внедрения педагогического экспериментирования в практическую деятельность педагога

Экспериментирование является современным направлением педагогической работы и методом организации учебно-воспитательной работы. К сожалению, не всегда педагоги и учебное заведение бывают готовы к использованию педагогического экспериментирования и его внедрения в практическую образовательную деятельность.

Основными условиями внедрения экспериментирования в практическую деятельность педагога являются:

  1. Мотивация педагогов к реализации развивающего обучения. Педагог должен стремиться к достижению целей и задач образования. Экспериментирование является методом, позволяющим достичь всестороннего развития подрастающего поколения.
  2. Расширение педагогической компетентности педагога и его стремление к этому. Благодаря экспериментированию происходит углубление знаний педагога в какой-то предметной области, расширяются межпредметные связи.
  3. Приобщение педагогов к исследовательской работе в образовательной организации.
  4. Стремление педагога к проведению педагогических опытов и самостоятельное достижение каких-то результатов. Результат экспериментальной деятельности педагога должен быть осязаемым и значимым для него, а также, оценен окружающими.
  5. Принесение педагогу какого-то значимого результата для него, т.е. экспериментирование должно способствовать карьерному росту педагога, вовлечению в социально значимую деятельность, изменению статуса, получению награды, признанию важности и значимости его труда окружающими, получению авторитарной позиции в принятии педагогических решений, предоставлению ему защиты от стороннего вмешательства в его деятельность.
  6. Ознакомление педагогов со значимостью экспериментирования и его ролью в педагогической практике. Этого можно достичь приглашением педагогов на конференции, проведением лекций и семинаров по данной тематике.
«Критерии готовности педагогов к использованию экспериментирования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Теоретические подходы к обоснованию профессиональной готовности педагога к экспериментальной деятельности

Чтобы начать подготовку педагога к проведению педагогического эксперимента и ввести его в повседневную практику учителя, необходимо оценить уровень готовности педагога к экспериментальной деятельности.

Оценка осуществляется на основании следующих подходов:

  1. Перепрофилирование подготовки педагога с функционально-предметного на целостно-личностный уровень. Его суть состоит в постановки педагогом на приоритетную позицию образовательной деятельности личности учащегося и ориентации своей работы не на предметное обучение т.е. донесение информации по определенной дисциплине, а на развивающее обучение т.е. на развитие навыков познания, самостоятельного поиска информации.
  2. Изменение ориентации профессиональной деятельности педагога с традиционной системы обучения на личностно-ориентированную на всех уровнях образования т.е. индивидуальный подход к каждому учащемуся, учет его потребностей и интересов.
  3. Ознакомление с ролью экспериментальной деятельности и ее местом в современном образовании.
  4. Использование креативного подхода к развитию творческого потенциала личности педагога.

К реализации экспериментальной деятельности педагога стимулируют стремление завоевать особый статус в педагогическом сообществе, самоутвердиться, показать себя, установить взаимодействие с научно-методическими центрами. При этом, важно, чтобы руководство экспериментальной деятельностью педагога было высококвалифицированным, сильным, способным к продуктивной организации педагогического процесса. Слабая организация экспериментирования и руководство им отрицательно скажутся на его результативности и, значительно, снизят мотивацию педагога.

Основные показатели готовности педагогов к экспериментальной деятельности

Чтобы оценить готовность педагогов к экспериментированию, применяются следующие критерии оценки:

  • Информационная компетентность педагога. Она отражает его осведомленность в области методологии экспериментальной деятельности, практического применения результатов экспериментирования и основных аспектах инновационной педагогической деятельности.
  • Функциональная грамотность педагога. Данный показатель отражает навыки работы с различными информационными источниками, затрагивающими проведение педагогического эксперимента. Эти знания помогают педагогу в составлении программы проведения экспериментальной работы, технологических карт деятельности, анализировать итоги эксперимента и оценивать возможности и продуктивность их практического введения в педагогическую работу.
  • Технологическая умелость. Она отражает умение педагога взять на себя роль экспериментатора, реализуя опытно-исследовательскую деятельность, ориентируясь на конкретный результат, помогающий преобразовать практическую педагогическую деятельность, а также осознанного отношения к экспериментальной деятельности и понимания ее значимости, а также перспектив развития.
  • Волевая готовность. Этот критерий отражает мотивацию педагога к проведению исследований, его стремления к высокому уровню экспериментальной работы и достижению продуктивного итога, уровень притязаний педагога, желание преодолеть различные препятствия, возникающие в ходе эксперимента, адекватное оценивание итогов своей экспериментальной работы, терпимое отношение к критики, способность и желание принятия помощи и совета и вера в то, что они помогут достичь положительных результатов образовательной деятельности.
Дата последнего обновления статьи: 12.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot