Логопед – это специалист, имеющий высшее педагогическое дефектологическое образование по специальности логопедия, владеющий с нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и иных высших психических функций, и технологиями группового и индивидуального коррекционного обучения.
Направления деятельности психоневрологического стационара
Психоневрологический стационар – это специализированное медицинское учреждение, осуществляющее разнообразные формы лечебной, социальной и профилактической помощи.
Основные направления деятельности психоневрологического стационара заключаются в тех задачах, которые он решает:
- Обеспечение необходимых специализированных мероприятий, таких как восстановительное лечение и реабилитация детей, имеющих разнообразные речевые нарушения.
- Организация комплексного восстановительного лечения детей, имеющих речевые нарушения, сопровождаемые нарушениями высших психических функций (дизартрия, афазия, апраксия, агнозия и т.д.), причинами которых, являются черепно-мозговые травмы, перенесенные инфекционные заболевания, нейроинфекции и иные сопутствующие заболевания.
Порядок пребывания в психоневрологическом стационаре:
- Ребенок помещается на лечение в психоневрологический стационар в плановом порядке при согласии со стороны родителя или законного представителя.
- Помещение в стационар допустимо только при наличии показаний и решения отборочной комиссии.
- Порядок нахождения регламентирован внутренним распорядком и правилами.
- Срок пребывания в стационар определяется объемом необходимых медицинских, медико-психологический и медико-педагогических мероприятий, но он не может составлять менее 45-ти и более 90 дней.
- Решение о продлении лечения в рамках стационара принимается комиссией, в состав которой входят логопед, психолог и врач.
Таким образом, длительность пребывания ребенка в условиях психоневрологического стационара во многом определяется степенью выявленных у него нарушений и необходимости проведения коррекционно-логопедической работы.
В условиях психоневрологического стационара лечение проходят дети, имеющие разнообразные речевые нарушения, лечение и коррекция которых требует постоянного внимания со стороны специалистов. Коррекционно-логопедическая работа включает в себя комплекс индивидуальных и групповых занятий, которые максимально приближены к условиям детского сада, чтобы детям было легче адаптироваться при выписке к поступлению дошкольное учреждение.
Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста в условиях психоневрологического стационара
Ранний возраст имеет важное значение для всего последующего физического, умственного, эмоционального и речевого развития детей. Именно поэтому, дети, у которых диагностировали отставание в развитии, нуждаются в своевременной квалифицированной помощи специалистов. Комплексная реабилитация детей раннего возраста с речевыми нарушениями включает в себя не только медицинское, но и коррекционно-педагогическое воздействие.
Коррекционно-педагогическая работа в условиях психоневрологического стационара включает в себя:
- Нормализацию мышечного тонуса и мелкой моторики.
- Развитие тактильных ощущений и артикуляционного аппарата.
- Развитие мимики.
- Выработку ритмичности дыхания.
- Стимуляцию лепета и лепетных слов.
- Перевод имеющихся в пассивном словаре слов в активный словарь.
- Выработка слуховых и зрительных дифференцировок.
- Развитие внимания, памяти и мышления.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста строится поэтапно, каждый этап включает в себя упражнения, которые постепенно усложняются.
Логопед принимает участие не только в коррекционных занятиях, то в разнообразных режимных моментах. Это способствует установлению контакта с ребенком и повышает результативность проводимой коррекционной работы.
В рамках коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста, логопед использует разнообразные потешки, ладушки, приговорушки, стишки звукоподражания. Это также помогает установить с ребенком необходимый эмоциональный контакт и наладить работу.
Задача логопеда - не только скорректировать имеющееся речевое нарушение, но и научить ребенка фиксировать взгляд на лице собеседника. С этой целью логопед учит ребенка выполнять вначале одноступенчатые инструкции, а затем уже двухступенчатые.
Помимо этого, логопедом проводится работа по развитию у детей диафрагмального дыхания, посредством короткого спокойного вдоха через нос и плавного выдоха.
Коррекционно-логопедическая работа проводится не только индивидуальной, но и групповой форме.
Расчетные нормы нагрузки логопедов психоневрологического стационара, реализующих коррекционно-логопедическую работу с детьми раннего возраста:
Индивидуальная работа, которая включает в себя обследование ребенка и консультацию:
- при тяжелых расстройствах составляет 1,5 посещения в течение часа;
- при легких расстройствах 4 посещения в час;
При проведении групповых коррекционно-логопедических занятий:
- группа детей с тяжелыми расстройствами: 6-8 посещений в час;
- группа детей с легкими расстройствами: 8-10 посещений в час.
Помимо организованной коррекционно-логопедической работы с детьми, логопеды организуют и проводят работу с родителями.
Задача логопеда — информировать родителей о современных требованиях к развитию ребенка, объяснить истинное состояние его речевого развития, обучить их некоторым приемам логопедической работы, сделав соучастниками коррекционного процесса.
Для решения этих задач используются различные методы: беседы, индивидуальные консультации, наглядная агитация (стенды и плакаты), размноженные раздаточные памятки по тематике, предназначенной для каждого конкретного случая.