Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конспект индивидуального логопедического занятия

Значение логопедических занятий

В современном мире овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной детской личности, и успешного обучения ребенка в школе. Различные нарушения устной речи затрудняют овладение навыком правильного чтения и грамотного письма, что является одной из наиболее распространенных причин неуспеваемости учеников начальной школы.

В соответствии со статистикой, количество нарушений речи в последние годы возрастает, в связи с чем необходимо уделять все больше времени и внимания коррекции речи.

Чаще всего наблюдаются дефекты произношения, сформировать которое достаточно сложно, так как ребенок должен научиться управлению своими речевыми органами, осуществлению контроля за своей речью и речью окружающих.

Сами по себе дефекты звукопроизношения исчезнуть не могут. Без своевременного выявления и устранения, нарушения закрепятся и станут устойчивыми.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, помогающей постепенно развивать все компоненты речи и подготавливать ребенка к школе. Обучение правильной речи предполагает регулярные, последовательные занятия, позволяющие формировать у детей определенный динамический стереотип. Важную роль в процессе устранения дефектов звуковой стороны речи и формирования навыков правильного звукопроизношения играют индивидуальные логопедические занятия.

Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий

Сущность логопедического воздействия предполагает воспитание правильных и торможение неправильных навыков посредством использования специализированной системы педагогических воздействий. Формирование навыков правильного произношения осуществляет логопед во время специализированного индивидуального занятия.

Во время подготовки к такому индивидуальному занятию, логопеду необходимо:

  • сформулировать тему и цель занятия;
  • выделить основные этапы занятия, их последовательность и взаимозависимость;
  • постепенно усложнять лексический и грамматический материал, который должен быть предъявлен детям;
  • разнообразить занятия через использование игр и игровых приемов;
  • учесть зону ближайшего развития ребенка;
  • реализовывать дифференцированный подход к детям, учитывая структуру дефекта речи, возрастные и индивидуальные особенности;
  • кратко и четко формулировать инструкции, которые дают детям;
  • пользоваться разнообразным и красочным материалом для наглядности;
  • создавать позитивный эмоциональный фон занятия, планируя моменты эмоциональных подъемов, учитывая увеличение сложности излагаемого материала.
«Конспект индивидуального логопедического занятия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Большая роль в устранении дефектов звукопроизношения отводится артикуляционной гимнастике. Ее значение обусловлено тем, что произношение звуков речи – сложный двигательный навык.

На основании формы звукового дефекта выбирается соответствующий комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения и разовая продолжительность зависят от характера и тяжести речевого дефекта.

Дозировка повторений одного упражнения должна быть индивидуальна для каждого ребенка, а также для каждого периода работы с этим ребенком. На первых занятиях можно повторить упражнения 2-3 раза из-за повышенной истощаемости упражняемой мышцы. Далее число повторений может увеличиваться.

Принцип отбора движений – характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношение рассматриваемого звука. Однако логопеду недостаточно просто отобрать целесообразные движения, необходимо научить ребенка правильному их применению, то есть предъявляются огромные требования к качеству движений: их точность, чистота, плавность, сила, темп, устойчивый переход от одного движения к другому.

Не менее важно заниматься развитием фонематического слуха и восприятия. Данная задача может выступать первоочередной, если дефекты звукопроизношения вызваны несформированностью операций по переработке фонем и их акустическим параметрам, когда нарушается или затрудняется различение фонем, входящих в состав слова.

В таком случае используются адания по выработке умений слышать, узнавать звук, выделять его из речевого потока, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, а также упражнения по формированию навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Процесс корректировки дефектов звукопроизношения делится на три стадии:

  • постановка звука;
  • автоматизация звука;
  • дифференциация смешанных звуков.

Основой коррекционной системы обучения и воспитания детей с дефектами звукопроизношения являются следующие принципы:

  • раннее влияние на речь, чтобы предупредить вторичные отклонения;
  • развивать речь с опорой на онтогенез, то есть учитывать закономерности развития детской речи при нормативном развитии;
  • взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
  • дифференцированный подход в логопедической работе с детьми с различной структурой речевых нарушений;
  • связь речи и других сторон психического развития, раскрывающих зависимость формирования отдельных речевых компонентов и состояния остальных психических процессов.

На занятиях логопед должен уделять большое внимание обогащению и активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На первых этапах работу проводят на материале сохранных звуков. Позже лексические и грамматические упражнения расширяют словами с поставленными и автоматизируемыми звуками.

Иными словами, индивидуальные логопедические занятия имеют целью:

  • развивать артикуляционную моторику, формировать правильные артикуляционные уклады;
  • формировать произносительные навыки в зависимости от этапа работы над звуком;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа;
  • совершенствовать лексико-грамматические конструкции;
  • развивать неречевые психические процессы;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Подготавливая и проводя индивидуальное занятие важно помнить о том, что на протяжении всего занятия ребенок должен иметь позитивный эмоциональный настрой, выражающийся желанием заниматься.

Если структура занятия на этапе автоматизации определена последовательным усложнением речевого материала, то на индивидуальном занятии подход к постановке звука осуществляется на протяжении всего занятия несколько раз.

Дата последнего обновления статьи: 12.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot