Значение логопедических занятий
В современном мире овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной детской личности, и успешного обучения ребенка в школе. Различные нарушения устной речи затрудняют овладение навыком правильного чтения и грамотного письма, что является одной из наиболее распространенных причин неуспеваемости учеников начальной школы.
В соответствии со статистикой, количество нарушений речи в последние годы возрастает, в связи с чем необходимо уделять все больше времени и внимания коррекции речи.
Чаще всего наблюдаются дефекты произношения, сформировать которое достаточно сложно, так как ребенок должен научиться управлению своими речевыми органами, осуществлению контроля за своей речью и речью окружающих.
Сами по себе дефекты звукопроизношения исчезнуть не могут. Без своевременного выявления и устранения, нарушения закрепятся и станут устойчивыми.
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, помогающей постепенно развивать все компоненты речи и подготавливать ребенка к школе. Обучение правильной речи предполагает регулярные, последовательные занятия, позволяющие формировать у детей определенный динамический стереотип. Важную роль в процессе устранения дефектов звуковой стороны речи и формирования навыков правильного звукопроизношения играют индивидуальные логопедические занятия.
Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий
Сущность логопедического воздействия предполагает воспитание правильных и торможение неправильных навыков посредством использования специализированной системы педагогических воздействий. Формирование навыков правильного произношения осуществляет логопед во время специализированного индивидуального занятия.
Во время подготовки к такому индивидуальному занятию, логопеду необходимо:
- сформулировать тему и цель занятия;
- выделить основные этапы занятия, их последовательность и взаимозависимость;
- постепенно усложнять лексический и грамматический материал, который должен быть предъявлен детям;
- разнообразить занятия через использование игр и игровых приемов;
- учесть зону ближайшего развития ребенка;
- реализовывать дифференцированный подход к детям, учитывая структуру дефекта речи, возрастные и индивидуальные особенности;
- кратко и четко формулировать инструкции, которые дают детям;
- пользоваться разнообразным и красочным материалом для наглядности;
- создавать позитивный эмоциональный фон занятия, планируя моменты эмоциональных подъемов, учитывая увеличение сложности излагаемого материала.
Большая роль в устранении дефектов звукопроизношения отводится артикуляционной гимнастике. Ее значение обусловлено тем, что произношение звуков речи – сложный двигательный навык.
На основании формы звукового дефекта выбирается соответствующий комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения и разовая продолжительность зависят от характера и тяжести речевого дефекта.
Дозировка повторений одного упражнения должна быть индивидуальна для каждого ребенка, а также для каждого периода работы с этим ребенком. На первых занятиях можно повторить упражнения 2-3 раза из-за повышенной истощаемости упражняемой мышцы. Далее число повторений может увеличиваться.
Принцип отбора движений – характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношение рассматриваемого звука. Однако логопеду недостаточно просто отобрать целесообразные движения, необходимо научить ребенка правильному их применению, то есть предъявляются огромные требования к качеству движений: их точность, чистота, плавность, сила, темп, устойчивый переход от одного движения к другому.
Не менее важно заниматься развитием фонематического слуха и восприятия. Данная задача может выступать первоочередной, если дефекты звукопроизношения вызваны несформированностью операций по переработке фонем и их акустическим параметрам, когда нарушается или затрудняется различение фонем, входящих в состав слова.
В таком случае используются адания по выработке умений слышать, узнавать звук, выделять его из речевого потока, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, а также упражнения по формированию навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Процесс корректировки дефектов звукопроизношения делится на три стадии:
- постановка звука;
- автоматизация звука;
- дифференциация смешанных звуков.
Основой коррекционной системы обучения и воспитания детей с дефектами звукопроизношения являются следующие принципы:
- раннее влияние на речь, чтобы предупредить вторичные отклонения;
- развивать речь с опорой на онтогенез, то есть учитывать закономерности развития детской речи при нормативном развитии;
- взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
- дифференцированный подход в логопедической работе с детьми с различной структурой речевых нарушений;
- связь речи и других сторон психического развития, раскрывающих зависимость формирования отдельных речевых компонентов и состояния остальных психических процессов.
На занятиях логопед должен уделять большое внимание обогащению и активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На первых этапах работу проводят на материале сохранных звуков. Позже лексические и грамматические упражнения расширяют словами с поставленными и автоматизируемыми звуками.
Иными словами, индивидуальные логопедические занятия имеют целью:
- развивать артикуляционную моторику, формировать правильные артикуляционные уклады;
- формировать произносительные навыки в зависимости от этапа работы над звуком;
- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа;
- совершенствовать лексико-грамматические конструкции;
- развивать неречевые психические процессы;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Подготавливая и проводя индивидуальное занятие важно помнить о том, что на протяжении всего занятия ребенок должен иметь позитивный эмоциональный настрой, выражающийся желанием заниматься.
Если структура занятия на этапе автоматизации определена последовательным усложнением речевого материала, то на индивидуальном занятии подход к постановке звука осуществляется на протяжении всего занятия несколько раз.