Профессионализация личности – это процесс освоения индивидом разнообразных навыков профессиональной деятельности, усвоения и принятия ее норм, выработки ценностных профессиональных ориентаций, развития навыков и умений, позволяющий выполнять конкретные профессиональные операции и быть продуктивным участником профессиональной деятельности.
Профессионализация личности выступает составным компонентом профессионального становления личности, в ходе которого реализуется профессиональный выбор, профессиональная подготовка и профессиональное развитие личности.
Профессионализм личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Профессионализм личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Существуют разнообразные подходы и теории в отношении профессионального становления и развития личности.
Акмеологическая концепция профессионального развития личности
Акмеология – это отрасль психологической науки, занимающаяся исследованием процессов развития организма, закономерностей и технологий достижения пика развития, максимального раскрытия своих возможностей.
Акмеология занимается изучением психических процессов развития организма и формированием способов, посредством которых можно достичь пика своего совершенства за короткий временной период.
Акмеология занимается исследованием вопросов профессионального становления и развития личности.
Так, акмеологическая концепция профессионального развития личности основывается на выдвижении следующих положений:
- Профессионализм личности достигается в ходе развития профессионально значимых качеств личности и способностей.
- Профессионализма невозможно достичь без наличия определенных свойств личности и ее деловых качеств.
- Деловой потенциал – лежит в основе профессионального развития личности.
- Профессионализм реализуется в ходе предоставление личности пространства для реализации ее потенциала и его расширения.
- Необходимым условием профессионального развития личности является профессиональное и нравственное, духовное обогащение ее свойств.
- Рефлексивная организация профессиональной деятельности, рефлексивная культура способствует профессионализму личности.
- Использование в профессиональной деятельности инновационные технологии, ориентация на творческое выполнение профессиональных действий активизирует процесс профессионального развития личности.
- Профессиональная сфера деятельности должна обладать мотивацией достижений, ориентирующих работников к выполнению своих трудовых обязанностей и повышению их качества.
- Профессионализация личности опирается на наличие адекватной мотивации и условий профессиональной деятельности, способствующих раскрытию творческого потенциала личности профессионала.
Профессиональное развитие является процессом непрерывным. Даже, достигнув пика своего профессионального развития, человек не перестает профессионально развиваться и совершенствовать свои профессиональные навыки.
Концепция профессионализации личности Э.Ф. Зеера
Концепция профессионального развития Зеера сводится к выделению нескольких стадий его прохождения, которые зависят от конкретных социальных обстоятельств, определяющих профессиональный выбор индивида и его отношение к данной профессии. Эти показатели определяют уровень освоения профессиональных операций, степень профессионального развития. Качество выполнения профессиональных операций, совершенствование профессиональных навыков приводит к изменению личности, формированию у нее новых свойств и ценностей.
Основными стадиями профессионального роста личности являются этапы возрастной динамики ее становления и развития. К ним относятся:
- Аморфная оптация. Она охватывает возрастной период от рождения до подросткового возраста – 12-14 лет. В это время осуществляется постепенное развитие профессиональных склонностей, формируются устойчивые способности, интересы и потребности.
- Оптация. Она охватывает подростковый период личностного развития и связана с формирование профессиональных намерений, профессиональным самоопределением и выбором будущей профессии.
- Профессиональная подготовка. Охватывает возраст от 16 до 23 лет и включает в себя период обучения в среднем профессиональном или высшем учебном заведении, формирование профессиональных знаний и навыков деятельности, развитие желания к выполнению профессиональной деятельности и готовность к ней.
- Профессиональная адаптация. Она связана с привыканием индивида к новой профессиональной роли, приобщением к профессиональной деятельности. Это происходит в возрасте от 18 до 25 лет, но чаще всего, охватывает период окончания профессионального обучения и преступления к реальной профессиональной деятельности.
- Первичная профессионализация. Индивид осваивает профессиональные навыки, вырабатывает свою профессиональную позицию, стиль профессиональной деятельности, завоевывает позицию квалифицированного специалиста.
- Вторичная профессионализация. Она связана с развитием своих профессиональны навыков и способностей, совершенствованием способов профессиональной деятельности, выработкой профессионального менталитета, отнесением себя к профессиональному сообществу, завоеванием статуса высококвалифицированного специалиста.
- Развитие профессионального мастерства. Это стадия достижения пика своего профессионального развития. Она связана с введением новшеств в свою работу, реализацией своего творческого и профессионального потенциала, достижением высшей ступени карьеры.
Концепция профессионализации А. Т. Ростунова
Ростунов определяет динамику профессионального развития личности во взаимосвязи с формированием ее профессиональной пригодности. Стадии профессионализации личности А.Т. Ростунова примерно соответствуют стадиям Зеера.
Вопросам развития профессиональной пригодности уделяется в его теории особое внимание, поскольку, по мнению ученого, от нее зависит профессиональное развитие личности.
Профессиональная пригодность – это система индивидуальных психологических параметров развития организма, способствующих совершению социально значимых действий и их ориентации на благо общества, а также удовлетворение своей профессиональной деятельностью.
Профессиональная пригодность, по мнению Ростунова, является системой, состоящей из следующих компонентов:
- Профессиональная ориентация – оказание помощи в выборе будущей профессии, исходя их своих склонностей, потребностей и интересов, стремлений и желаний, а также этапа социально-экономического развития общества.
- Профессиональный отбор – наличие соответствия в индивидуальных особенностях личности будущего профессионала в конкретном направлении деятельности и ее особенностей.
- Профессиональная подготовка – система мероприятий, направленная на развитие профессиональных навыков деятельности, ознакомление с ее сущностью и формирование психологической готовности к самостоятельному выполнению профессиональных операций.
- Профессиональная адаптация – ознакомления с профессиональной работой, самостоятельное выполнение профессиональных операций, развитие профессиональной устойчивости и закрепление профессиональных навыков, формирование профессионального мастерства.
Рисунок 2. Концепция Л. М. Митиной. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ