Содержание обучения аудированию
Аудирование – это вид речевой деятельности, связанный с ее слуховым восприятием.
Аудирование связано с пониманием иностранной речи. Оно позволяет полноценно ее освоить, адекватно воспринимать и воспроизводить. Аудирование тесно связано с говорением. Эти навыки формируются в тесной связи и обеспечивают развитие навыков коммуникативного взаимодействия на иностранном языке.
По сути, аудирование – это прослушивание и восприятие речи на иностранном языке. Оно связано с умением понимать, анализировать услышанное и придавать услышанному смысловое значение.
Содержание обучения навыкам восприятия и понимания иностранной речи состоит из следующих компонентов:
- Лингвистический компонент. Он включает в себя знание языковых и речевых единиц. Это различные слова, фонемы и морфемы, которые представлены в разных формах и связях. Происходит обучение их пониманию и различению их смысла. Обучение навыкам аудирования начинается с формирования слухового восприятия речевых единиц –высказываний, фраз, которые имеют разную протяженность, интонационную выразительность, темп и ритм.
- Психологический компонент. Он связан с доведением навыков восприятия иностранной речи, речевых единиц до автоматизма. Здесь, происходит формирование концентрации внимания учащихся. Они сосредотачиваются на том, что они должны слышать, выделяя в услышанном отдельные смысловые единицы. Здесь, происходит постепенное развитие навыков определения основной мысли высказывания, его сути. Происходит формирование умений различать на слух различные коммуникативные типы предложений.
- Методологический компонент. Он связан с развитием навыков учиться т.е. учащиеся постигают те методы и приемы, которые применяются для формирования у них навыков восприятия иностранной речи. Услышанное, должно соотносится с реальностью, с конкретными речевыми ситуациями.
Таким образом, содержание обучения по развитию навыков аудирования представляет собой последовательную работу по формированию умений восприятия иностранной речи на слух, с освоением методики этой деятельности и навыков различения смысла высказываний, произносимых в разном темпе и ритме, разной форме и разными интонациями.
В ходе развития навыков аудирования происходит формирование следующих умений:
- Выделение сути высказывание;
- Отбрасывание в высказывании второстепенных характеристик;
- Навыки разделения воспринимаемого текста на смысловые части;
- Умения определения темы сообщения;
- Навыки установления логических связей и зависимостей высказывания;
- Навыки восприятия информации в разном темпе, ритме, интонационной форме;
- Восприятие высказывания, исходя из конкретной ситуации общения.
Содержание обучения по коммуникативному аудированию ориентированно именно на связь восприятия речи на слух и ее воспроизведение, реагирование на высказывание согласно конкретной речевой ситуации.
Рисунок 1. Аудирование как умение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Механизмы реализации аудирования
Навыки аудирования формируются посредством использования следующих механизмов:
- Развитие речевого слуха. Здесь, оказывается воздействие на становление фонематического восприятия иностранной речи. Осуществляется развитие навыков выделения в иностранной речи знакомых языковых единиц с пониманием их смысла, а также развиваются умения строить догадки о контексте высказывания. Это, также, важный навык развития речевого слуха. Часто, он позволяет понять смысл высказывания при знании и понимании только отдельных его компонентов.
- Развитие речевой памяти. Она тесно связана с развитием речевого слуха. Восприятия услышанного недостаточно для полноценного аудирования. Услышанное должно быть зафиксировано для дальнейшего воспроизведения. В этом помогает речевая память – сохранение данных, воспринятых речевым слухом. Память бывает кратковременной и долговременной. Именно долговременная память ориентирована на запоминание иностранной речи, речевых конструкций и их.
- Механизм вероятностного прогнозирования. Оно бывает структурным и слуховым. Смысловое отражает знание контекста воспринимаемой речи и возможных ситуация применения тех или иных речевых единиц т.е. имеется понимание смысла высказывания и знание речевых ситуаций, в которых оно используется. Структурное прогнозирование строится в опоре на использование лексических языковых единиц. Каждая единица имеет свой спектр сочетаемости. Использование новых слов ограничивает возможности применения иных в конкретном высказывании. Таким образом, происходит прогнозирование конкретной речевой ситуации и рисуется вероятность развития событий, на основании смыслового понимания не всего высказывания, а только его отдельных элементов.
- Механизм артикулирования. Он сопряжен с проговариванием услышанной речи. Как правило, проговаривание реализуется не в слух, а про себя и стимулирует распознавание смысла высказывания. От качества проговаривания зависит и развитость навыков аудирования.
Коммуникативные упражнения для развития навыков аудирования
Коммуникативные методики развития навыков аудирования опираются на принципы коммуникативного обучения:
- Деятельностный подход в обучении;
- Развитие у учащихся коммуникативных навыков и формирование у них социально-коммуникативной компетенции;
- Связь коммуникативного развития с социализацией обучающихся.
Принципы обучения аудированию. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Принципы обучения аудированию. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждый из этих принципов лежит в основе использования коммуникативных упражнений, ориентированных на развитие навыков аудирования учащихся. Они применяются на разных этапах познания иностранного языка и включают в себя упражнения следующих групп:
- Подготовительные упражнения. Они учат распознавать значение иностранных слов и фраз на слух, воспроизводить их.
- Упражнения на развитие кратковременной и словесно-логической памяти. Они связаны с прослушиванием словесного ряда одной тематической направленности, объединение услышанных слов в предложения, повторением фраз разного объема и дополнением фраз, сходными по смыслу.
- Речевые упражнения. Они связаны с формированием навыков восприятия монологической и диалогической речи. Здесь, учащиеся слушают монологи и диалоги, строят свои, включаются в них на определенном этапе их развития, отвечают на вопросы, анализируют высказывания.