Значимость изучения исторических личностей на уроках истории
Историческая личность - это человек, деятельность которого оказывает или оказывала влияние на ход и исход крупных исторических событий.
История – это субъективный процесс, который совершается по воле людей и в результате их поступков, она не зависит от объективных законов природы. Именно исторические личности, в разное время оказывали влияние на ход истории, от их решений зависела судьба страны и народа, они принимали исторические решения. Поэтому очень важно, вначале изучить личность, а уже затем те события, которые совершались под руководством и при участии этого человека.
Потребность изучения исторических личностей на уроках истории заключается в следующем:
- Каждая историческая личность – это не просто человек, который жил и действовал сам по себе, в первую очередь это человек, который представлял и защищал интересы группы людей, сословий, партий или даже всего народа в целом.
- Большинство исторических личностей не всю жизнь были приверженцами определенной идеи, они жили и развивались на протяжении всего времени, проходили разные этапы реалий и сознаний.
- Зачастую историческая личность, попадая на страницы научного издания, приобретает черты автора издания, в связи с чем, мнение о них складывается противоречивое или искаженное. По возможности на уроке истории необходимо рассматривать и анализировать все точки зрения и мнения разных авторов.
- Зачастую учащиеся выбирают себе кумиров, но при этом знают о них лишь поверхностно и только лишь положительную информацию. Необходимо в рамках урока истории рассмотреть историческую личность в совокупности всех известных о ней сведений и информации.
Условия эффективного изучения исторических личностей
Для того, чтобы процесс изучения исторических личностей был не только интересен и привлекателен для детей, но и эффективен, необходимо соблюдать ряд следующих условий:
- Использовать разнообразные методы, средства, подходы и приемы, которые позволят «осветить» историческую личность с разных ракурсов.
- Тщательно отбирать информацию, позволяющую лучше раскрыть биографию исторической личности, оценить ее вклад в историю страны, народа и мира, а также то влияние, которое она оказала на дальнейшее развитие исторических процессов.
- Использовать такие типы уроков, которые будут способствовать расширению и увеличению объему усваиваемой учащимся информации, усиливать роль самостоятельной работы учащихся, поиск ими необходимой информации, ее обобщение и анализ.
Немаловажным является и опора на методические рекомендации по ведению урока истории:
- Изучение исторической личности необходимо начинать постепенно с анализа внешнего вида, биографии, мотивов поступков, психологического состояния в момент принятия важных решений и заканчивая целостной характеристикой.
- Нужно уделять особое внимание деятельности исторической личности в решающие и переломные моменты, когда приходилось принимать наиболее сложные и ответственные решения.
- Надо учить оценивать историческую личность с точки зрения тех норм, которые были приняты в годы её деятельности. Это поможет учащимся лучше понять, как к данной личности относились современники.
- Следует давать учащимся возможность выражать свое мнение о поступках исторической личности, рассуждать об их моральной стороне, значимости для истории и т.д.
- Необходимо через биографию исторической личности освещать наиболее важные исторические события страны, народа, мира, эпохи и т.д.
Направления деятельности учителя истории при изучении исторических личностей
При изучении исторической личности на уроке истории с использованием разнообразных методов, средств и приемов, педагог решает одновременно несколько важных задач, на которые направлена его деятельность в ходе учебного процесса.
Основные направления деятельность учителя истории в процессе изучения исторических личностей:
- Информационное направление – педагог сообщает сведения, позволяющие учащимся лучше изучить историю. С этой целью используется не только учебная литература, но и различные дополнительные источники: справочники, научно-популярная литература, статьи, монографии и т.д.
- Аналитическое направление – предусматривает изложение педагогом фактов, которые сопровождаются комментариями и анализом.
- Познавательно-просветительское направление – включает в себя разнообразные способы передачи всего комплекса информации об исторической личности, с целью пополнения фонда знаний учащихся, закрепления и повторения пройденного ранее материала.
- Нравственно-воспитательное направление – посредством образного портрета исторической личности педагог передает учащимся образец примера общественного поведения, принципы эстетического и нравственного вкуса, представления о добре и зле, которые были приняты в тот временной промежуток.
- Воздействующее направление – созданный педагогом образ исторической личности оказывает определенное влияние на взгляды учащихся.
- Эстетическое направление – удовлетворение эстетических потребностей учащихся.
Принято выделять ряд основных позиций по проблеме изучение исторических личностей на уроках истории:
- постепенное формирование представлений об исторической личности и ее вкладе в развитие истории;
- изучение личного в рамках того исторического времени, в котором она осуществляла свою деятельность;
- оценка исторической личности и ее деятельности с разных точек зрения, в соответствии с нормами морали того исторического промежутка времени;
- совместное обсуждение педагога и детей исторического вклада личности в развитие истории, ее роль для народа и страны;
- изучение истории через призму конкретной исторической личности, посредством ознакомления с ее биографией, особенностями страны проживания, основными историческими событиями и т.д.
Таким образом, изучение исторических личностей на уроках истории способствует осмыслению роли великих деятелей в судьбе страны и мировой истории, а также знакомит учащихся с различными точками зрения касательно деятельности отдельных личностей в различные периоды истории.