Сущность и особенности сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра – это ведущий тип деятельности детей.
В сюжетно-ролевой игре возникают и претерпевают изменения другие виды деятельности, а также перестраиваются основные процессы психики, идет формирование мотивов для перехода на следующий возрастной этап, а значит, к новому ведущему типу деятельности.
Сюжетно-ролевой игрой обеспечивается исходная форма передачи молодому поколению всего накопленного в обществе социально-исторического опыта. Благодаря ей дети легко могут усвоить культурные нормы, затрагивающие предметно-символических способов деятельности, а также способы индивидуально-группового поведения.
Игра – важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования его отношений со взрослыми, которые закреплены в правилах определенных ролей. Именно поэтому, педагогу, который работает с дошкольниками, необходимо особенно тщательно продумывать планирование и проведение сюжетно-ролевых игр.
Познавательное развитие в дошкольном возрасте является сложным комплексным феноменом, состоящим из развития познавательных процессов – восприятия, мышления, внимания, воображения, представляющих разные формы ориентации ребенка в окружающей его действительности. С самого рождения ребенок – первооткрыватель, исследователь мира, который его окружает.
Дошкольный возраст – период фантазий, бесконечных вопросов, различных игровых замыслов.
Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста чрезвычайно высока, каждый ответ взрослого дает начало новым вопросам.
Ребенок живет и развивается в игровой деятельности, поэтому задачей педагогов является поддержка ребенка и гибкое руководство игрой, обогащение игрового опыта детей.
Игра – непродуктивная деятельность, мотивы которой кроются не в ее результате, в самом игровом процессе.
Сюжетно-ролевая игра и познавательные способности детей
Сюжетно-ролевая игра выступает первой пробой сил и первым испытанием детей. Это деятельность, в которой дети пробуют трудовые и социальные функции взрослых и воспроизводят их в специально созданных игровых или воображаемых условиях.
Самостоятельная сюжетная игра является любимым видом деятельности дошкольников, именно в ней максимально проявляются их способности.
Основным источником, подпитывающим сюжетно-ролевую игру, выступает окружающая ребенка действительность, жизнь и деятельность окружающих взрослых и ровесников.
Основная особенность сюжетно-ролевой игры – наличие в ней воображаемых ситуаций. Воображаемая ситуация формируется из ролей и сюжета.
Сюжет игры – это события, объединенные жизненно мотивированными связями. Сюжет раскрывает содержание игры.
Содержание игры – это характер тех действий и отношений, которые связывают участников игровых событий.
Отличительная особенность воображаемой игровой ситуации – то, что ребенок преступает к игре в мысленной, а не в реальной ситуации, то есть действие определяет мысль, а не вещь.
Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте
Игра претерпевает ряд изменения на протяжении разных ступеней дошкольного детства.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра обладает следующими чертами:
- коллективность;
- использование огромного количества разных тем. Детьми отображаются ситуации и события, которые выходят за рамки их личного опыта, воспроизводя то, что происходит сейчас в жизни государства и всей планеты;
- планирование игры заранее – дети обсуждают тему, распределяют роли, определяют игровые предметы и пространство;
- воспроизводят реальные отношения жизни посредством словесного общения, поэтому некоторые действия выполняются ими намеком или словом;
- соблюдают правила игры, придавая этому большое значение. Если кто-то не хочет или не знает как справиться с ролью, это сразу становится очевидным;
- материал для игр используется двумя путями: если действие условное, материалы не используют, но значительно привлекательнее для детей роли, предполагающие использование каких-либо аксессуаров;
- соотношение ролевых и реальных отношений усложняется, так как появляются организаторы игр, то есть дети, которые знают много сюжетов и пользуются авторитетом;
- развитие режиссерской игры, то есть одиночной игры, впитавшей в себя опыт совместной. Ребенок не принимает никакую роль, но руководит игрой, как режиссер. Он может раздать роли игрушкам, а сам двигать их, придумывая события, которые сменяют друг друга.
В игре развивается воображение, восприятие, мышление и память ребенка.
Воображение в сюжетно-ролевой игре использует конкретные вещи из ближайшего окружения в качестве реальных носителей тех функций, которые закладывает в них ребенок.
Воображение все меньше начинает зависеть от воспринимаемых в настоящий момент предметов, то есть большая роль отводится замыслу, который словесно формулируется воспитателем или коллективом детей.
Память взаимосвязана с мышлением. Продуктивность запоминания в игре существенно выше. Дети легче запоминают и без труда могут воспроизвести увиденное и услышанное, если это было им интересно.
Главным типом памяти дошкольного возраста является образная. Ее развитие и перестройку связывают с изменениями, которые происходят в разных сферах психической жизни ребенка, а в первую очередь, в процессах восприятия и мышления.
Восприятие становится осознаннее и целенаправленнее, но сохраняет глобальность. То есть ребенок выделяет яркие признаки предметов, но не замечает остальные, часто более важные. Развитие мышления приводит к тому, что дети используют простейшие формы обобщения, что систематизирует их представления. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности обуславливает преобразование представлений.
Иными словами, познавательные процессы претерпевают период активного развития в сюжетно-ролевых играх детей в старшем дошкольном возрасте. В связи с этим сюжетно-ролевая игра может выступать как действенное средство познавательного развития дошкольников.