Познавательно-речевое развитие – это развитие, которое включает в себя познавательные процессы (память, мышление, восприятие, внимание, воображение) и разные формы ориентации ребенка в окружающем мире.
Познавательно-речевое развитие состоит из нескольких образовательных областей: коммуникация, познание и чтение художественной литературы.
Задачи использования русского фольклора в познавательно-речевом развитии детей раннего возраста
Одним из важнейших достижений ребенка раннего возраста является овладением им речью. Становление и развитие речи у ребенка не происходит сам по себе. Речь требует целенаправленного и систематического развития, при активном участии в этом процессе взрослого.
Развитие речи имеет огромное воспитательное значение для ребенка. Речь способствует умственной активности, любознательности, а также обогащает впечатления об окружающем мире.
Значимость целенаправленного познавательно-речевого развития подмечена еще народом, который использовал для этого различные фольклорные произведения. В настоящее время разработано большое количество разнообразных методов, средств и приемов по развитию речи у детей раннего возраста. Однако одним из наиболее эффективных и востребованных является использование народного фольклора (потешки, загадки, стишки и т.д.).
Русский фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многие фольклорные произведения создавались специально для детей. Именно поэтому использование русского фольклора с целью познавательно-речевого развития детей раннего возраста, возможно не только в рамках специально организованной образовательной деятельности, но и в режимных моментах.
Зачастую народные фольклорные произведения созданы именно для того, чтобы дети овладели определенными навыками и умениями.Например, потешки, которые приучают детей к соблюдению личной гигиены: «Водичка-водичка, Умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток и кусался зубок»
Помимо потешек в режимных моментах могут использоваться загадки, заклички, пестушки, колыбельные и т.д. Все они созданы специально для речевого сопровождения действия, легки в восприятии и запоминании. Именно это делает русский фольклор привлекательным для детей раннего возраста.
Основные задачи, которые решает использование русского фольклора для познавательно-речевого развития у детей раннего возраста в режимных моментах:
- Ознакомление детей с устным народным творчеством.
- Через фольклор осуществлять развитие речи ребенка, формирование звуковой культуры и фонематического слуха, обогащение и активизация словаря, а также формирование её грамматического строя.
- Формировать умение внимательно слушать и запоминать сказанное или прочитанное взрослым.
- Воспитание у детей дружеских чувств и гуманных взаимоотношений с окружающими.
- Воспитание положительного отношения к режимным моментам в течение дня: одевание, умывание, прием пищи.
Формы русского фольклора, используемые для познавательно-речевого развития детей раннего возраста
Русский фольклор представляет собой особенный речевой материал, используемый с целью познавательно-речевого развития не только в рамках специально организованной образовательной деятельности, но и в рамках самостоятельной деятельности, а также в различные режимные моменты.
Виды русского фольклора, которые могут быть использованы с целью познавательно-речевого развития детей раннего возраста: сказки, потешки, заклички, пестушки, колыбельные песни.
Особенную роль в познавательно-речевом развитии детей раннего возраста занимают колыбельные песни. Их использование начинается практически с самого рождения ребенка. Колыбельные песни способствуют обогащению словаря ребенка, формируют у него представление об окружающем мире.
Отличительная особенность колыбельных песен заключается в том, что их содержание грамматически разнообразно, что позволяет ребенку освоить грамматический строй речи. Например, в колыбельной песне упоминается не просто кот, а котя, котенька или коток.
Использование народных песенок и потешек в режимных моментах, способствует развитию у детей раннего возраста фонематического слуха. Это связано с тем, что в потешках и песенках используются своеобразные звукосочетания, называемые «наигрышами».
«Наигрыш» в потешке или песенке – это повторение слов и словосочетаний с разной интонацией и в разном темпе.
В потешках и песенках используются народные мелодии, что позволяет ребенку чувствовать красоту и лаконичность родного языка, приобщать свой мысленный строй к данной форме изложения. Кроме того, народные песенки и потешки способствуют формированию у детей образности речи и развитию словесному творчеству.
Еще одной формой народного фольклора, которая часто используется в режимных моментах с целью познавательно-речевого развития, являются прибаутки и движения.
Прибаутки – это небольшие песенки более сложного содержания, которые логично связаны с определенной игрой.
Прибаутки в основном используются в сказках, например, таких как «Курочка Ряба», «Зайчик – коротенькие ножки» и т.д. То есть, прибаутки содержат определенный незамысловатый сюжет.
Таким образом, русский народный фольклор содержит в себе уникальные поэтические ценности. Его влияние на познавательно-речевое развитие детей раннего возраста неоспоримо. Большую значимость его использования в повседневной жизни и режимных моментах в течение дня имеет то, что разные формы фольклора очень гармонично в них вписываются.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.