Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование русского фольклора для познавательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах

Определение 1

Познавательно-речевое развитие – это развитие, которое включает в себя познавательные процессы (память, мышление, восприятие, внимание, воображение) и разные формы ориентации ребенка в окружающем мире.

Замечание 1

Познавательно-речевое развитие состоит из нескольких образовательных областей: коммуникация, познание и чтение художественной литературы.

Задачи использования русского фольклора в познавательно-речевом развитии детей раннего возраста

Одним из важнейших достижений ребенка раннего возраста является овладением им речью. Становление и развитие речи у ребенка не происходит сам по себе. Речь требует целенаправленного и систематического развития, при активном участии в этом процессе взрослого.

Замечание 2

Развитие речи имеет огромное воспитательное значение для ребенка. Речь способствует умственной активности, любознательности, а также обогащает впечатления об окружающем мире.

Значимость целенаправленного познавательно-речевого развития подмечена еще народом, который использовал для этого различные фольклорные произведения. В настоящее время разработано большое количество разнообразных методов, средств и приемов по развитию речи у детей раннего возраста. Однако одним из наиболее эффективных и востребованных является использование народного фольклора (потешки, загадки, стишки и т.д.).

Русский фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многие фольклорные произведения создавались специально для детей. Именно поэтому использование русского фольклора с целью познавательно-речевого развития детей раннего возраста, возможно не только в рамках специально организованной образовательной деятельности, но и в режимных моментах.

«Использование русского фольклора для познавательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Зачастую народные фольклорные произведения созданы именно для того, чтобы дети овладели определенными навыками и умениями.Например, потешки, которые приучают детей к соблюдению личной гигиены: «Водичка-водичка, Умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток и кусался зубок»

Помимо потешек в режимных моментах могут использоваться загадки, заклички, пестушки, колыбельные и т.д. Все они созданы специально для речевого сопровождения действия, легки в восприятии и запоминании. Именно это делает русский фольклор привлекательным для детей раннего возраста.

Основные задачи, которые решает использование русского фольклора для познавательно-речевого развития у детей раннего возраста в режимных моментах:

  1. Ознакомление детей с устным народным творчеством.
  2. Через фольклор осуществлять развитие речи ребенка, формирование звуковой культуры и фонематического слуха, обогащение и активизация словаря, а также формирование её грамматического строя.
  3. Формировать умение внимательно слушать и запоминать сказанное или прочитанное взрослым.
  4. Воспитание у детей дружеских чувств и гуманных взаимоотношений с окружающими.
  5. Воспитание положительного отношения к режимным моментам в течение дня: одевание, умывание, прием пищи.

Формы русского фольклора, используемые для познавательно-речевого развития детей раннего возраста

Русский фольклор представляет собой особенный речевой материал, используемый с целью познавательно-речевого развития не только в рамках специально организованной образовательной деятельности, но и в рамках самостоятельной деятельности, а также в различные режимные моменты.

Виды русского фольклора, которые могут быть использованы с целью познавательно-речевого развития детей раннего возраста: сказки, потешки, заклички, пестушки, колыбельные песни.

Особенную роль в познавательно-речевом развитии детей раннего возраста занимают колыбельные песни. Их использование начинается практически с самого рождения ребенка. Колыбельные песни способствуют обогащению словаря ребенка, формируют у него представление об окружающем мире.

Отличительная особенность колыбельных песен заключается в том, что их содержание грамматически разнообразно, что позволяет ребенку освоить грамматический строй речи. Например, в колыбельной песне упоминается не просто кот, а котя, котенька или коток.

Использование народных песенок и потешек в режимных моментах, способствует развитию у детей раннего возраста фонематического слуха. Это связано с тем, что в потешках и песенках используются своеобразные звукосочетания, называемые «наигрышами».

Определение 2

«Наигрыш» в потешке или песенке – это повторение слов и словосочетаний с разной интонацией и в разном темпе.

В потешках и песенках используются народные мелодии, что позволяет ребенку чувствовать красоту и лаконичность родного языка, приобщать свой мысленный строй к данной форме изложения. Кроме того, народные песенки и потешки способствуют формированию у детей образности речи и развитию словесному творчеству.

Еще одной формой народного фольклора, которая часто используется в режимных моментах с целью познавательно-речевого развития, являются прибаутки и движения.

Определение 3

Прибаутки – это небольшие песенки более сложного содержания, которые логично связаны с определенной игрой.

Прибаутки в основном используются в сказках, например, таких как «Курочка Ряба», «Зайчик – коротенькие ножки» и т.д. То есть, прибаутки содержат определенный незамысловатый сюжет.

Таким образом, русский народный фольклор содержит в себе уникальные поэтические ценности. Его влияние на познавательно-речевое развитие детей раннего возраста неоспоримо. Большую значимость его использования в повседневной жизни и режимных моментах в течение дня имеет то, что разные формы фольклора очень гармонично в них вписываются.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot