Занятия по картинкам
В детском саду проводят два типа такого рода занятий: рассматривание картинок и беседа по их содержанию, а также составление детьми рассказов с опорой на материал картинок.
Сначала дети овладевают диалогической речью: учатся слушать вопросы воспитателя, отвечать на них и спрашивать. Далее идет развитие монологической речи: дети начинают составлять рассказы, в которых все части контекстно и по смыслу взаимосвязаны, объединены логически и синтаксически.
Связные высказывания детей могут быть охарактеризованы с разных точек зрения: по функции, то есть назначению, источнику высказывания, ведущему психологическому процессу, на который опираются дети. Один из видов рассказов на наглядной основе – рассказ по картинкам. Рассматривание картинок в детстве помогает реализовать три цели:
- развитие способности наблюдать;
- поощрять сопутствующие наблюдения интеллектуальных процессов – мышление, воображение, логическое суждение;
- развивать язык ребенка.
Картинки по своему содержанию должны соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но достигают своего назначения они только в том случае, когда предоставляется простор для расширения их умственного кругозора и увеличивается активный словарный запас.
Дети по-разному отзываются о картинке в зависимости от того, как и о чем спрашивает взрослый. Основными задачами воспитателя при работе над рассказом по картинкам является:
- обучить детей рассматривать картинки, формировать умение замечать в них самое основное;
- постепенно переходить от номенклатурных занятий, когда дети просто перечисляют то, что видят на картинках, к занятиям связной речью, то есть ответам на вопросы и составлению небольших рассказов.
При систематической работе дети смогут составлять небольшие рассказы на основании личного опыта, опираясь на картинки. Передача содержания картинок в устной речи – формате рассказа или сказки – приводит к осознанному постижению сюжетов и образов. Через сказки и рассказы дети могут полнее и мотивированнее выражать собственное эмоционально-эстетическое отношение к картинкам.
Работа с картинками на уроке русского языка
Дети постепенно учатся дополнять свои рассказы по картинкам описанием пейзажа, изображенного на них, состояния погоды и пр. Рассказы-образцы учителя, предлагаемые детям, выступают в качестве средства для перевода их на более высокую ступень развития умения рассказывать. Учитель требует не просто воспроизвести образец, а обобщенно ему подражать. Образец чаще всего затрагивает только часть картины, наиболее трудную и наименее яркую, поэтому не заметную для детей. Это предоставляет им возможность высказаться об остальном.
К рассказам детей предъявляют ряд требований – точно передать сюжет, самостоятельно, образно и целесообразно использовать языковые средства, то есть точно обозначать действия, качества и состояния.
Работа начинается с придумывания детьми начала и конца сюжета, изображенного на картинках. Важно учить детей не только видению того, что изображено на картинке, но и воображению предыдущих и последующих событий. На основании рассказов по картинкам можно научить детей выстраивать разные группы текстов – описание, рассуждение, повествование, соблюдая их структуру, используя разные типы внутритекстовых связей.
В ходе занятий у детей идет формирование навыков совместной учебной деятельности: вместе смотреть и составлять коллективный рассказ. Для коллективной работы над заказом выбирают картины с достаточным объемом материала: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках единого сюжета.
Можно использовать несколько разных вариантов предъявления картинок для составления коллективного рассказа по сюжетной серии:
- на доске выставляется набор картинок в заведомо нарушенной последовательности. Дети находят ошибку и исправляют ее, придумывания название рассказа и содержание по всей совокупности картинок;
- всю серию картинок выставляют на доске, первую картинку открывают, а другие закрывают. После описания первой картинки, открывают вторую и так далее, пока все картинки не будут описаны. В конце дети дают названии серии картинок, отбирая наиболее удачное. Такой вариант способствует развитию воображения, умения предвидеть сюжетное развитие;
- дети самостоятельно размещают картинки в нужной последовательности, а затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто и в какой последовательности будет рассказывать. То есть закрепляют представления, касательно композиции рассказа.
Введение в рассказ по картинкам небольших описаний природы, постепенно готовит детей к составлению рассказов по пейзажным картинкам и натюрмортам. Данный вид рассказывания используют в начальной школе.
Особый интерес представляет структура занятий с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов, принадлежащих кисти мастеров искусства.
Развитие связной речи – центральная задача речевого развития детей. Развитие связной речи играет особую роль не только при умственном развитии ребенка, но и в процессе общего психического развития детей. Один из важных факторов, облегчающий процесс становления связной речи у детей младших школьников, - это наглядность, а в частности использование серии картинок. При работе с детьми наглядность выступает в качестве одного из факторов, оказывающих влиянием на формирование навыка описательной и повествовательной речи.