Учитель-дефектолог – это специалист, который состоит в штате учебного учреждения (детского сада, школы) общего или специального профиля и занимается воспитанием, обучением и социализацией детей, имеющих разнообразные психологические и физические отклонения в развитии.
Необходимость внедрения инноваций в работу учителя-дефектолога в ДОУ
В настоящее время возникла потребность в инновации воспитательно-образовательного процесса, реализуемого в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Данная потребность обусловлено тем, что на первый план выдвигаются задачи по созданию в ДОУ условий, необходимых для успешного воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями их физического и психического развития, также потребностями и возможностями.
Как показывает практика, с каждым годом, количество детей дошкольного возраста с различными отклонениями, растет. В этой связи возрастает и риск школьной неуспеваемости и дезадаптации. Как показывает статистика в последнее время количество детей дошкольного возраста, абсолютно здоровых психически и физически, стало на 5% меньше, и составляет 10% от общего числа детей, поступающих в школу. Данная проблема требует внедрения в воспитательно-образовательный процесс ДОУ специализированной помощи детям с отклонениями и нарушениями развития.
Введение в штат ДОУ учителя-дефектолога необходимо для того, чтобы оказать своевременную и всестороннюю помощь детям с психическими и физическими нарушениями, так как они испытывают значительные трудности в воспитании, обучении и развитии, и требуют к себе дополнительного, порой индивидуального, внимания со стороны специалистов.
Современные дефектологи, осуществляющие свою профессиональную деятельность в ДОУ, постепенно переосмысливают содержание реализуемой коррекционной работы в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО. В этой связи они разрабатывают и внедряют инновационные методы работы с детьми дошкольного возраста. Зачастую успешным авторским опытом, учителя-дефектологи, делятся на профессиональных форумах, в ходе конференций и семинаров, и т.д. Это способствуют распространению инновационного педагогического опыта, предоставляет молодым кадрам возможность обогатить и расширить собственный профессиональный опыт.
Традиционные методы работы учителя-дефектолога в ДОУ
Традиционные методы работы учителя-дефектолога ДОУ, используемые в рамках инновационных педагогических технологий, по работе с детьми дошкольного возраста, с различными отклонениями и нарушениями в развитии:
Словесные методы коррекционной работы в ДОУ – подразумевают вербальное взаимодействие между учителем-дефектологом и ребенком, с целью выявления уровня развития, определение вида и типа нарушения в развитии.
Владение данным методом подразумевает:
- умение педагога четко и лаконично формулировать вопросы, которые будут понятны и доступны детям;
- направлять разговор в нужное русло;
- понятно и доступно объяснять.
В целом речь учителя-дефектолога должна быть четкой, понятной и лаконичной, так как дети с нарушениями развития зачастую испытывают сложности в восприятии и переработке вербальной информации, у некоторых имеются разнообразные речевые нарушения.
Наглядные методы коррекционной работы – являются одними из наиболее действенных методов, которые используются в сочетании с другими, с целью их усиления.
Основным требованием к наглядным методам является то, что представляемый детям наглядный материал (иллюстрации, картинки, макеты и т.д.) должны быть понятны детям. Схемы следует представлять лаконично, четко и максимально доступно.
Дидактические игры и упражнения – это одни из общепризнанных практических методов коррекционной работы в ДОУ.
Эффективность дидактических игр и упражнений обусловлена тем, что они заставляют ребенка думать, тем самым повышают его мыслительную активность. Это благоприятно сказывается на развитии памяти, восприятия, мышления и воображения. Именно развитие данных категорий вызывает наибольшую сложность у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
Как показывает практика педагогического опыта учителя-дефектолога ДОУ, применение данных методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату.
Нетрадиционные методы работы учителя-дефектолога в ДОУ
В настоящее время дополнительно к традиционным методам педагогического воздействия на детей дошкольного возраста с нарушениями развития, учителя-дефектологи обширно используют разнообразные нетрадиционные методы.
К нетрадиционным методам работы учителя-дефектолога в ДОУ относятся:
- Фитотерапия – это метод, основанный на использовании различных лекарственных растений (например, при логоневрозе, дизартрии и т.д.).
- Музыкотерапия – это корректирующее воздействие музыки на ребенка дошкольного возраста, с целью расслабления, релаксации и т. д., например, музыка может быть использована во время перерывов, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть и расслабиться; в случае перевозбуждения, чтобы успокоить.
- Хромотерапия – это воздействие на ребенка посредством цветовой гаммы. Например, синий цвет используется в работе с детьми с ЗПР, с целью уменьшения головной боли. Фиолетовый цвет обладает успокаивающим воздействием на ребенка, способствует выработке гормонов радости и повышает иммунитет, его в основном используют при бессоннице, психических и нервных нарушениях.
- Пескотерапия – игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Нетрадиционные методы работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста, имеющими различные нарушения и отклонения в психическом или физическом развитии, могут использоваться как по отдельности, так и в совокупности друг с другом, и традиционными методами.