Логопедическая работа – это коррекционная работа, направленная на развитие всех компонентов речи ребенка и организованная в соответствии с его возрастными особенностями и соблюдением психолого-педагогических условий.
Характеристика фронтальных логопедических занятий
Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия – это занятия, позволяющие эффективно решать коррекционные задачи и задачи по общему развитию речи у детей, посредством формирования у них умений входить в общий ритм работы, следовать указаниям и инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.
Основой фронтальной формы логопедической работы являются концентрический и тематический подходы.
Фронтальная форма логопедической работы в образовательном учреждении включена в тематическое планирование, соответственно подбор тем и их расположение определяется рядом условий: сезон, социальная значимость, нейтральный характер.
Главным фактором реализации тематического принципа является концентрированное изучение определенной темы, что позволяет многократно повторять одно и то же речевое содержание за короткий промежуток времени. Необходимо также отметить, что именно многократное повторение является одним из важнейших приемов по восприятию речи детьми. При этом восприятие происходит пассивно, а повторение позволяет активизировать словарь.
Таким образом, концентрический подход во фронтальной логопедической работе, позволяет сфокусироваться на определенной теме, а интегрированный характер занятий органично дополняет коррекцию тех или иных речевых компонентов.
При организации фронтальной формы логопедической работы необходимо учитывать возрастные особенности детей, их индивидуальные возможности и потребности. Так, если логопедические занятия организуются в рамках ДОУ, то педагог должен опираться на игру, так как ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра.
Немаловажным является и создание благоприятного психологического климата. В том случае, если дети не будут испытывать дискомфорта или стеснения, можно добиться более высоких результатов в логопедической работе.
Логопедические занятия, проводимые во фронтальной форме должны соответствовать следующим требованиям:
- Каждое занятие должно быть интересно, динамично и привлекательно для детей.
- Целесообразно включать в учебный процесс игровые и сюрпризные моменты, вне зависимости от возраста детей. Такое включение поможет не только разнообразить урок.
- Использовать смену видов деятельности, что будет способствовать предотвращению утомляемости и поддержанию интереса к уроку.
- Развивать у детей коммуникативную направленность посредством общения с педагогом и между собой.
- Учить детей не просто слушать, а слышать ошибки в своей и чужой речи.
- Использовать на уроках разнообразный дидактический и наглядный материал, который будет способствовать усвоению материала.
- Давать детям на занятиях возможность как можно больше говорить.
Характеристика индивидуальных занятий
Индивидуальные логопедические занятия – это занятия, которые позволяют корректировать индивидуальные речевые недостатки конкретного ребенка.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся в том случае, если у ребенка имеются проблемы с установлением контакта с другими людьми. Если ребенку сложно общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками. Организованное индивидуальное занятие позволяет педагогу выстроить с ребенком взаимоотношения, на основании которых в последующем строится вся коррекционная логопедическая работа.
Таким образом, индивидуальная форма логопедической работы позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию у ребенка необходимых речевых навыков, а также скорректировать имеющиеся речевые нарушения.
При организации индивидуальной формы логопедической работы педагог-логопед должен соблюдать ряд требований и условий:
- Четкая и понятная для ребенка формулировка темы и цели логопедического коррекционного занятия.
- Продумать каждый этап занятия и их логическую взаимосвязь друг с другом.
- Планирование постепенного усложнения речевого материала, используемого в совокупности занятий.
- Опора на дифференциальный подход к каждому ребенку, с учетом имеющегося у него речевого дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей.
- Краткая и четка формулировка инструкций.
- Использование разнообразного и красочного наглядного материала.
- Создание положительного эмоционального фона учебного занятия.
Основной целью индивидуальной формы логопедического занятия является первоначальное формирование звуковой стороны речи.
Содержание индивидуального логопедического занятия включает в себя практический речевой материал, понятный и интересный ребенку, способствующий повышению речевой активности ребенка.
Например, при организации индивидуального логопедического занятия с ребенком дошкольного возраста целесообразно использовать лексико-грамматические игры и игры на развитие высших психических функций.
Структура индивидуального логопедического занятия:
- Проведение пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
- Постановка и автоматизация определенного звука.
- Разбор запланированного лексического материала.
- Речевые упражнения, с повышением темпа произношения (от медленного проговаривания к скороговоркам).
- Усложнение лексического материала (переход от простого вида речевой деятельности к более сложному).
Используемый логопедом материал, должен способствовать:
- созданию психологически комфортной атмосферы;
- обогащению эмоциональной и чувственной сфер ребенка;
- развитию монологической и диалогической речи;
- повышению мотивации совершенствовать собственную речь;
- художественно-эстетической направленности речи;
- плодотворному сотрудничеству ребенка и логопеда.