Значение игровой деятельности для нормального становления и развития личности ребенка
Игровая деятельность лежит в основе становления всех психических процессов организма. В дошкольном возрасте игровая деятельность преобладает над иными формами активности, выступая в качестве основного способа познания окружающего мира. Ребенок усваивает информацию более продуктивно именно в игровой форме, поскольку она является наиболее простой и доступной для усвоения и, что немаловажно, увлекает ребенка, развивает его воображение.
Посредством принятия участия в игровой деятельности, дети учатся построению коммуникативных связей со сверстниками, взрослыми. Основы взаимоотношений с разными возрастными категориями, полами формируются именно в игре. Дети усваивают ведущие правила установления социальных контактов в ролевых и сюжетных играх.
В игре, ребенок обучается подчинению правилам, которым необходимо следовать в обществе. Это обеспечивается благодаря тому, что игра строится на основе конкретных правил, которые ребенку требуется выполнять. Поэтому малышу приходится подчинять свои желания первым запретам и установкам «надо».
Все психические процессы организма развиваются в игре. Кроме того, она позволяет сформировать духовно-нравственные свойства личности, первые представления о добре и зле, хорошем и плохом, ответственном и безответственном поведении.
Игровая деятельность способствует физическому развитию детского организма и помогает сформировать полезное досуговое времяпрепровождение. Именно в игре происходит формирование новых мотивов деятельности и оформляются первые потребности ребенка.
В игре формируются новые направления развития и складываются представления о существующих видах деятельности. например, в игре происходит развитие трудовых навыков, привитие семейных ценностей, формируются основы взаимоотношений детей с педагогами.
Игра является символическим видом деятельности. В ней присутствует минимум операций, а предметы носят условный характер.
Игра относится к самостоятельным видам деятельности ребенка. Она развивается в процессе воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. В ходе игры происходит заложение основ человеческой деятельности, передается исторический и культурный опыт развития общества.
Игровая деятельность является наиболее эффективным способом усвоения знаний, развития ребенка. Игра активизирует познавательные процессы дошкольника, посредством постановки перед ним собственной игровой задачи, которая требует включения мыслительных и логических процессов ребенка.
Обучение ребенка в обычной форме, основанной на передаче знаний является неэффективным способом в раннем возрасте, поскольку эти знания не вызывают у ребенка интереса и стремления к их усвоению. Поэтому они достаточно проблематично усваиваются и не развивают ребенка. В игровой форме ребенок проявляет стремление к обучению тому, что ему интересно, нужно и важно. Поэтому в игровой деятельности ребенок активно развивается, формируются его психические процессы, личностные качества, способности.
Игровая деятельность в дошкольном возрасте нацелена на:
- Познание окружающего мира – усвоение основных навыков поведения, способов действия с предметами окружающего мира и методов построение взаимоотношений с людьми;
- Воспитание ребенка – привитие ребенку основных форм организации социальных связей, отношений к другим людям, норм общественного поведения.
Этапы развития игры в дошкольном возрасте
Игра охватывает весь период детства. В игре проходит его развитие с самого раннего возраста и продолжается в течение последующей жизнедеятельности. При этом игра видоизменяется, и ее структура преобразуется по мере роста и развития ребенка. В игровой деятельности можно выделить следующие этапы развития:
- Младший дошкольный возраст. На этом этапе происходит самостоятельное игровое действие ребенка. Игра носит предметный, манипулятивный и конструкторский характер. Дети воспроизводят действия взрослых, которые они наблюдали и усвоили. По сути, эти игры строятся на основе сюжетной линии и ее отображения. Модель поведения взрослых – родителей, педагогов, иных родственников и сторонних лиц, ребенок стремится максимально точно воспроизвести в действии. При этом, сюжетная линия игр не отличается разнообразием. В основном все действия носят идентичный, повторяющийся характер. Они являются имитацией реальной деятельности взрослых.
- Средний дошкольный возраст. В этот период ребенку требуется партнер для игры. Как правило, таким партнером становится сверстник, поскольку он стоит на одной ступени развития и имеет ту же возрастную специфику развития. Игра строится на основе практического воплощения взаимоотношений между людьми. Игры носят сюжетно-ролевую направленность. В них уже имеются правила, которым нужно следовать. Дети воплощают семейные взаимоотношения, отношения с другими родственниками, друзьями, воспитателями, имитируют профессиональные роли –врача, летчика и т.д., персонажей сказок. Дети выполняют роли взрослых в игре, либо используют игрушки для наделения их особыми ролями.
- Старший дошкольный возраст. На этом этапе происходит расширение сюжетно-ролевой сферы игровой деятельности. Темы игр становятся серьезнее и разнообразнее, усложняются правила игры и расширяется ее содержание. Помимо этого, игры носят символический характер. В процессе выполнения определенной игровой роли, дети этого возраста проявляют свои личностные качества. Как правило, в игровом действии, дети имитируют реальные взаимоотношения, возникающие в детском возрасте – дружба, противостояние, вражда, лидерство. В играх активно используются игрушки, которые могут быть купленными в магазине, а могут быть сконструированы самостоятельно, специально для конкретного игрового действия.
На каждом возрастном этапе развития дошкольника, игровая деятельность претерпевает качественные изменения.