Значение игровой деятельности для общего развития ребенка
Игра выступает приоритетным видом и направлением деятельности детей. Она наполняет жизнедеятельность ребенка с самого рождения, выступая эффективным средством его воспитания и развития. Вместе с игрой, ребенок усваивает правила поведения, осваивает разнообразные виды деятельности, выполнение которых необходимо в повседневной жизни.
Игровая деятельность помогает в развитии психических функций организма ребенка. Она способствует развитию:
- Произвольной памяти;
- Произвольного внимания;
- Концентрации внимания;
- Запоминания;
- Образного представления;
- Воображения;
- Продуктивных видов деятельности;
- Мотивационной сферы деятельности ребенка;
- Рефлексивного мышления.
Игровая деятельность способствует построению осознанных взаимоотношений с объектами окружающего мира, гармоничному всестороннему развитию подрастающего поколения. Именно в игре, ребенок чувствует себя уверенно и может проявить все свои способности, раскрывая природный потенциал.
Рисунок 1. Значение игры для общего развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В процессе игровой деятельности, ребенок оказывается способен к сосредоточению своего внимания на различных ситуациях и объектах. Это способствует лучшему запоминанию теоретической информации и ее закреплению в памяти. Это обусловлено тем, что структура игры требует обязательной концентрации внимания на ее правилах и игровом действии, что необходимо для понимания сюжета игры и воспроизведения игровых ролей.
Игровая деятельность, как никакая другая, обеспечивает непрерывное функционирование мыслительных процессов в организме ребенка. Она реализуется за счет того, что ребенок переносит действия объектов и предметов реального мира в воображаемый, выбирает заменитель того или иного предмета, назначает ему имя и присваивает функциональную роль, в соответствии с которой он реализует игровое действие игры. Когда игра заканчивается, то ребенок начинает осмысливать значения предметов и объектов в их реальном мире. Таким образом, реализуется развитие образного мышления. Кроме того, поиск заменителя реального объекта или предмета в игре отражает ролевую функцию игры. Ребенок берет на себя конкретные роли, выполняет ролевые действия, что помогает в развитии его фантазии и формирует воображение.
Дети, особенно на дошкольном этапе своего развития, приобретают множество полезных навыков и знаний, учатся строить коммуникативные связи, осваивают основы учебного процесса, в ходе игровой деятельности. Игра делает обучение интересным и продуктивным. Поэтому, любые учебные действия и воспитательные мероприятия проводятся в игровой форме.
Воздействие игры на становление разнообразных психических функций организма
Посредством игровой деятельности происходит всесторонне развитие личности ребенка, а также формирование необходимых для его полноценного развития психических функций. К ним относятся:
- Речевое развитие. Игра способствует формированию всех сторон речи ребенка. Это обусловлено тем, что в ходе игры, ребенку необходимо взаимодействовать с другими ее участниками, общаться с ними. Поэтому, игра помогает расширению словарного запаса ребенка, стимулирует его активную речевую деятельность. Также, в ходе игры происходит активное развитие невербальных средств общения. Дети обмениваются жестами, совершая их пальцами или мимикой, учатся передачи, восприятию и анализу невербальной речи. Игра помогает формированию знаковой стороны речи. Предметы и объекты реального мира отражаются в игровом действии их заменителями, которые и выступают знаками. Роль знак может выполнять любой объект или предмет, на который возложены функции заменителя.
- Рефлексивное мышление. В игре реализуется развитие навыков анализа и оценки своей деятельности. Это имеет важное воспитательное значение. Такой навык помогает ребенку сопоставлять свою деятельность с нравственными нормами и моральными принципами общественного поведения, контролировать соответствие своих поступков общечеловеческим ценностям, сравнивать свои поступки и поступки своих товарищей, соотносить свою деятельность с определенным социальным образцом.
- Мотивационная деятельность. В ходе игры реализуется развитие мотивов деятельности ребенка, формируются его цели и стремления. Выполняя определенную игровую роль, ребенок руководствуется достижением какой-то цели, имея, при этом, стимулы для выполнения этой роли. Например, ребенок желает получить поощрение за выполнение значимого для коллектива действия или хочет научиться чему-то новому, что необходимо в его других видах деятельности и т.д.
Рисунок 2. Значение игры для психического развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Игрушка как средство психического развития детской личности
Игрушка – это объект, который выполняет развлекательную функцию в жизнедеятельности ребенка. Выступая развлекательным средством, игрушка способствует психическому развитию ребенка.
На разных возрастных этапах развития ребенка находят применение разнообразные игрушки, которые несут определенную функциональную роль в психическом развитии.
В грудном возрасте, дети играют с погремушками. Они необходимы для развития у ребенка первых навыков предметных манипуляций и формирования определенных поведенческих реакций.
В раннем возрасте, игрушки необходимы ребенку для развития моторных функций организма, формирования визуального и тактильного восприятия, соотношения ручных действий с объектами со зрительными. Некоторые игрушки служат копиями объектов реального мира и помогают ребенку освоить простейшие бытовые навыки: детская посуда, мебель, зубная щетка, инструменты. Такие игрушки помогают ребенку в психологическом вхождении в реальный мир.
Игрушки способствуют развитию эмоциональной сферы деятельности ребенка. Они создаются для того, чтобы вызвать у него положительные эмоции, принести ему радость и удовольствие. Игрушки развивают чувственные переживания у детей.