Сущность художественно-эстетического воспитания
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс влияния на личность ребенка с целью развить у него способность видеть красоту в окружающем мире, произведениях искусства и создавать их.
Эстетическое воспитание включает в себя воспитание эстетического отношения к природе, труду и жизни общества, искусству и быту. При этом познание искусства настолько многогранный процесс и настолько своеобразный, что его выделяют из общей структуры эстетического воспитания в качестве особой его части. Воспитание детей средствами искусства является предметом художественно-эстетического воспитания.
Художественно-эстетическое воспитание может протекать только в процессе ознакомления детей с разнообразием искусства и активным включением их в разные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на то, чтобы приобщить детей к искусству, рассматриваемому как неотъемлемая часть духовной и материальной культуры.
Художественно-эстетическое развитие выступает важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно помогает обогатить чувственный опыт, эмоциональную сферу личности, воздействует на возможность познания нравственной стороны действительности, повышая познавательную активность.
Художественно-эстетическому развитию отведена важная роль в процессе формирования характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и поведения. Обычно под художественно-эстетическим воспитанием понимают воспитание чувства красоты, развитие способности восприятия, чувствования и понимания красоты общественной жизни, природы и искусства.
Искусство представляет незаменимое средство формирования духовного мира детей, состоящего из литературы, музыки, театра, скульптуры, народного творчества, живописи. Им пробуждается в детях-дошкольниках эмоционально-творческое начало. Также оно тесно взаимосвязано с процессом нравственного воспитания, так как красота выступает в качестве своеобразного регулятора человеческих взаимоотношений.
Ведущей педагогической идеей художественно-эстетического воспитания является создание образовательной системы, которая ориентируется на развитие личности посредством приобщения к духовным ценностям, вовлечения в творческую, музыкальную, изобразительную и театрализованную деятельность.
Основная цель такого воспитания – создать систему воспитательной работы, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка, и на ее основе развивать духовный, творческий потенциал, создать условия для самореализации ребенка.
Направления художественно-эстетического развития ребенка
В младшем дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание идет в следующих направлениях:
- Художественная литература – развивается способность слушать литературные произведения в разных жанрах и тематике, дети пересказывают знакомые произведения, литературными образами обогащаются их игровая деятельность.
- Изобразительное искусство – формируется умение экспериментировать и создавать элементарные изображения, самостоятельно передавать образы предметов.
- Музыка – развивается умение внимательного слушания музыкальных произведений, вокального воспроизведения самых простых песенок.
В среднем и старшем дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание идет в следующих направлениях:
- Художественная литература – продолжается приобщение детей к высокохудожественной литературе, формируется багаж художественных впечатлений, развивается выразительная речь и пр.
- Изобразительное искусство – продолжается развитие способности к изобразительной деятельности, идет освоение простейших техник рисования.
- Декоративно-прикладное искусство – идет воспитание эстетического отношения к природному окружению и дизайну собственного быта.
- Музыка – продолжается формирование запаса музыкальных знаний и впечатлений.
Реализовывать задачи художественно-эстетического воспитания можно при соблюдении следующих условий:
- максимально учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- помещать в основу такого воспитания искусство и окружающую жизнь;
- поддерживать взаимосвязь художественно-творческой деятельности детей и воспитательно-образовательной работы, которая предоставляет разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, творчества и воображения;
- интегрировать различные виды искусства и художественно-творческую деятельность, способствующую более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества;
- формировать образные представления и ассоциативное мышление;
- уважительно относиться к результатам детского творчества;
- организовывать выставки, концерты, создавать эстетическую развивающую среду и пр.;
- предоставлять вариативное содержание, формы и методы работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
Организация занятий по искусству должна быть такой, чтобы у детей равномерно задействовались разные виды мышления – логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия, а для этого необходимо создавать проблемные ситуации, использовать игровые моменты и фрагменты театрализации. Необходимо стремиться нацелить занятие на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать чувства товарища, используя для этого дидактические игры, прямые указания, создавать проблемные ситуации,