Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Характеристика нетрадиционных методов лечебной педагогики

Фитотерапия

Определение 1

Фитотерапия — это лечение с использованием лекарственных растений.

Лекарственные растения могут быть использованы в качестве эффективного лечебного и профилактического средства при лечении разного рода речевых аномалий, астенического синдрома, нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, бессонницы, неврозов, а также с целью восстановить умственную и физическую работоспособность, устранить усталость, вялость, восстановить мышечный тонус.

Например, при спастической форме дизартрии фитотерапевты рекомендуют пить настои из скорлупы кедровых орешков, цветков календулы, семян укропа, донника лекарственного, а также принимать ванны из настоя чабреца и свежих пихтовых веток.

А при проблемах с глазами эффективны другие растения, например, китайский лимонник и его плоды способствуют усилению чувствительности периферического и центрального зрения, ускорению привыкания глаз к темноте, что важно для отдельных профессий, рябина содержит много витамина А, который оказывает положительное влияние на сетчатку глаза, а облепиха помогает восстанавливать нарушенное сумеречное зрение при куриной слепоте.

Ароматерапия

Физиологом Д. И. Шатейтейном В 1939 году впервые было обосновано и экспериментально доказано, что отдельные обонятельные раздражители могут влиять на работоспособность и прочие функции организма.

Например, число ошибок у программистов снижается на 20% при вдыхании запаха лаванды и на 54% при вдыхании эфирного масла лимона.

Лаванда и розмарин оказывают успокаивающее действие и устраняют состояние стресса, лимон и эвкалипт способны возбуждать нервную систему и повышать работоспособность.

Мигрень и тошнота прекращаются при вдыхании мятного масла. Длительное вдыхание запаха лаванды может обеспечить снотворный эффект, так же как и запахи ромашки, валерианы, тимьяна, фенхеля и мелиссы.

«Характеристика нетрадиционных методов лечебной педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Достойное место в работе с детьми с гиперактивностью должны занять растения с ароматами, успокаивающими перевозбужденную нервную систему, например, розмарин, мята, лаванда, тимьян, вербена, базилик и майоран.

Английский врач Р. Бах в 1930-х годах разработал серию лечебных цветочных эссенций, оказывающих воздействие на ЦНС. Он считал, что успех реабилитации зависит от состояния психики пациента. Он рекомендовал настойку ивы при напряжении, раздражительности, плаксивости, жалости к себе, а настойку остролиста при злобности и раздражительности.

Ароматерапия показана в сочетании с музыкотерапией для ослабленных, угнетенных пациентов, либо напротив при перевозбуждении, курсом до 20 сеансов, продолжительностью до 30 минут.

Музыкотерапия

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. Еще в Древней Греции знали о том, что музыка может влиять на душевное и физическое состояние человека. Спокойный, ласковый плеск волн может снимать психическое напряжение и успокаивать. Специально подобранные мелодии могут избавлять от гнева и досады, улучшать настроение. И. Р.Тархановым в конце ХХ века было доказано, что мелодии, которые доставляют радость человеку, могут замедлять у него пульс, увеличивать силу сердечных сокращений, расширять сосуды, нормализовать артериальное давление, стимулировать пищеварение, повышать аппетит. Раздражающая же музыка оказывает абсолютно противоположный эффект.

Учеными было отмечено, что музыка действует избирательно в зависимости от характера произведения и инструмента, на котором она исполнена. Например, игра на кларнете оказывает влияние в основном на кровообращение, а скрипка и фортепиано успокаивающе воздействуют на нервную систему, флейта расслабляет весь организм.

В Японии музыкотерапию широко используют, чтобы нормализовать физическое и психическое состояние человека на работе, учебе и пр., а сейчас музыка становится одним из важных элементов родовспоможения.

Иными словами, работа по использованию музыкотерапии в лечебной педагогике, позволяет сделать несколько выводов:

  • использоваться для прослушивания должны произведения, которые нравятся детям;
  • использовать лучше те музыкальные пьесы, которые знакомы детям, чтобы не отвлекать их от главного;
  • прослушивать произведение стоит не более 10 минут на одном занятии.

Хромотерапия

Хромотерапия — это наука, занимающаяся изучением лечебных свойств цвета.

Цвет издавна нес для людей мистическое значение, оказывая благотворное или негативное влияние на психику, так как зрение — самый важный из всех видов чувств.

Далекие предки человека отмечали, что один цвет ласкает взгляд и успокаивает, способствуя приливу внутренних сил, подбадривая, а другие — раздражают, угнетают и вызывают негативные чувства и эмоции. Влияние цветов на людей неоднозначное, сугубо индивидуальное, несущее избирательный характер, поэтому педагоги должны учесть это в своей работе.

Педагоги, психологи, врачи и родители должны обладать элементарными знаниями о цветотерапии и применять эти знания в учебно-образовательной деятельности, коррекционной и лечебной педагогике. Так, например:

  • синий цвет воздействует успокаивающе, расслабляя, снимая спазмы, уменьшая головные боли спазматического происхождения и снижая аппетит;
  • фиолетовый цвет угнетающе влияет на психические и физиологические процессы, снижая настроение людей;
  • красный цвет активизирует, повышая физическую работоспособность, вызывая теплоту и стимулируя психические процессы;
  • зеленый цвет успокаивает, создавая хорошее настроение. поэтому, если человек утомлен, он стремится попасть в оптимальную для него цветовую среду — зеленый лес, луг, к воде.

Литотерапия

Минералы необычной формы и цвета считались носителями сил высшего порядка. В связи с чем оформилась отдельная наука о правилах лечения драгоценными камнями — гемматерапия.

Современная фармакология использует в приготовлении различных лекарств свыше 50 минералов. Современная медицина знает о лечебных свойствах бора, йода, калия, натрия, магния, мышьяка и др. Считается, что драгоценные и полудрагоценные камни имеют особые, неповторимые свойства, расшифровав которые можно принести огромную пользу в процессе диагностике и лечении многих заболеваний, например:

  • авантюрин способен уравновешивать эмоции, сохранять радостное настроение и ясность ума;
  • алмаз может улучшать мозговые функции, помогать в выравнивании костей черепа, усилении энергетики абстрактного мышления;
  • бирюза — уравновешивает эмоции, создавая атмосферу дружеского общения и укрепляя чувства взаимопонимания и преданности;
  • изумруд — уравновешивает возбуждение и торможение ЦНС.
Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot