Социальная защита детства
Государственная система социальной защиты детства – это интегрированная структура, состоящая из основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты детей в РФ.
К основам современной политики государства в системе социальной защиты детства в России относят следующие аспекты:
- во-первых, материальное обеспечение и социальные возможности детей в России на настоящий момент;
- во-вторых, обязательства РФ перед мировым сообществом и перед ООН в сфере государственной защиты детства;
- в-третьих, опыт государственной политики в сфере социальной защиты детства дореволюционного исторического периода, в Советское время и в период постсоветских реформ.
На основании обозначенных факторов и современных российских реалиях может быть определено содержание современной роли государства в системе социальной защиты детства по следующему ряду задач:
- интегрировать российскую систему в международную посредством включения в Конституцию РФ положений и международных соглашений, которые были подписаны Россией;
- разработать законы и ряд нормативно-правовых актов РФ и реализовывать эти положения;
- изучить и внедрить в практику в разумных формах советский опыт социального обеспечения и социальной защиты детства;
- изучить зарубежный опыт и внедрить его в практику, учитывая российские реалии;
- повысить роль государства в процессе развития теории и практики социальной защиты детства;
- активизировать действующих, создать новых и воссоздать уже не действующих общественных организаций;
- вовлекать в социальную защиту детства церкви, религиозные организации и монастыри;
- вовлекать в социальную защиту граждан высокого социального статуса или со свободными денежными средствами, которые могли бы потратить их на защиту детства;
- обеспечивать достойную роль семьи в процессе создания благоприятного климата, способствующего разностороннему развитию детей в защите их законных прав и интересов;
- повысить роль всех форм детских учреждений в процессе формирования у воспитанников гражданских качеств, пропагандировать права и обязанности детей перед социумом, их профессиональную ориентацию и социальную защиту при вступлении их в самостоятельную жизнь;
- расширить сеть разностороннего дополнительного образования и внешкольных детских учреждений;
- развивать многообразную систему финансовых пособий для семей, поощряющую рождение и разностороннее развитие детей, помогать малообеспеченным семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- вести активную социальную работу с детьми, входящими в группу социального риска – из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, пребывающих в исправительных учреждениях или вышедших из них;
- совершенствовать и реализовывать научно обоснованные нормы питания, материально-техническое, медицинское и другие формы обеспечения детских учреждений;
- развивать нормативно-правовую базу российской системы социальной защиты детства.
Многообразие форм участия государства в системе социальной защиты детства
Социальная защита детства предполагает денежную, натуральных и юридическую форму, предполагающую пенсии, пособия, льготы и услуги, установленные законодательством и дополняемые местными органами власти, различными учреждениями и предприятиями.
Важные составляющие системы социальной защиты детства – это то, как она будет реализована, то есть формы и методы. Основными формами реализации социальной защиты детства можно назвать следующие:
- Постановления и решения компетентных органов. В сфере социальной защиты детства к таким органам относят Федеральное собрание РФ, которое принимает законы по конкретным проблемам социальной защиты детства и по целостной системе; Президента РФ, подписывающего принятые Федеральным собранием законы и издающим указы; Правительством РФ, принимающим постановления, касающиеся вопросов социальной защиты детства; суды РФ, занимающиеся рассмотрением спорных и проблемных ситуаций социальной защиты детства; министерства и ведомства РФ; органы власти и управления субъектов РФ и местного самоуправления; руководителей учреждений и предприятий, издающих нормативные акты, касающиеся вопросов социальной защиты детства.
- Программы, разработанные органами государственной власти. Например, широко известна президентская программа под названием «Дети России», в которой подробно изложены основные направления деятельности государства в разных аспектах социальной защиты детства. В каждом регионе страны разрабатываются и реализуются региональные программы социальной защиты детства, с учетом климатических, экологических, демографических, социально-экономических особенностей, специфики проживания и потребностей определенных категорий детей.
- Планы мероприятий, направленные на социальную защиту детства. Например, Национальный план действий в интересах детей РФ, который был утвержден Указом Президента РФ, и определяющий ряд основных направлений государственной социальной политики, направленной на улучшение положения детей в нашей стране.
Цель вышеназванного плана – сформировать единую государственную политику России в интересах детства, определить приоритетные цели и задачи, направленные на обеспечение выживания, защиты и развития детей и стратегию достижения мер по реализации названных приоритетных направлений, целей и задач, максимально реализовывать положения Конвенции ООН «О правах ребенка».
Положения Плана детализированы и конкретизированы в соответствующих планах работы министерств, ведомств, органов управление субъектов России и местного самоуправления.
Если расширить финансирование государственных программ социальной защиты детства, это может помочь получить ощутимый эффект не только в социальной, но и в экономической сфере, подразумевая процесс формирования благополучной среды жизни каждого ребенка, снижая в долгосрочной перспективе расходы на борьбу с преступностью детей и подростков, что в целом оказывает позитивное воздействие на процесс воспитания детей.
Иными словами, очевидна необходимость осуществления целенаправленной работы, направленной на совершенствование законодательства и рационализацию средств, которые расходуются на социальную защиту детства, что требует поиск новых источников финансирования.