Гармонический слух – это способность одновременно воспринимать множество звуков как единое целое.
Сущность гармонического слуха
Сущность гармонического слуха заключается в том, что он позволяет воспринимать многоголосие. В основе данной способности лежат эмоциональное восприятие и ощущения. Именно поэтому ведущим принципом методики его развития является то, что первоначально явление должно быть услышано и прочувствовано, а уже затем теоретически осмыслено.
Для полноценного развития гармонического слуха, необходимо обращать внимания на то, что процесс развития должен быть направлен на развитие таких сторон звучания многоголосья как: окраска аккорда, фонизм, функциональность аккордов и их созвучность. Только такое совокупное развитие гарантирует полноценность гармонического слуха.
Неверно считать, что восприятие многоголосия дается учащимся с трудом, а многим и вовсе недоступно. Для того, чтобы сделать этот процесс доступнее, необходимо приступать к развитию гармонического слуха как можно раньше.
С детьми раннего возраста следует заниматься накоплением слуховых впечатлений и заполнять «кладовые мозга». Накопленные впечатления будут служить базой для последующего развития гармонического слуха.
В более старшем возрасте, задачей педагога является воспитание направленности внимания на определенные стороны многоголосия. Это позволяет детям понимать гармонию и осмысливать полученные слуховые впечатления.
Способы развития гармонического слуха
Одним из основных способов развития гармонического слуха является проигрывание аккордов и вслушивание в них.
Ощущение красок аккордов и их функциональности довольно сложно для учащихся. Поэтому одна из задач педагога – обращать особенное внимание учащихся на выработку способностей слышать совокупности звуков.
Под совокупностью звуков понимают фоническую окраску аккордов.
Вторым не менее эффективным способом развития гармонического слуха является непосредственное участие в многоголосии, например: хоровое пение, игра в ансамбле.
Однако, в настоящее время данный способ используется крайне редко, так как отечественная система обучения основана на одноголосном хоровом исполнении и одноголосных музыкальных инструментах.
Еще одним эффективным способом развития гармонического слуха является самостоятельное сочинение музыки и различного рода импровизации, например, народные многоголосные музыкальные импровизации. Данный способ используется на уроках сольфеджио, в рамках которого у учащихся развивают способности творить, сочинять, подбирать инструменты.
Таким образом, главной задачей в работе над созданием многоголосия является воспитание у учащихся чувства строя. Решение этой задачи заключается в том, что учащемуся необходимо уметь подстраиваться и находить свое место в хоре или ансамбле. В основе подстройки заложено чувство строя.
Первоначально учащиеся участвуют в одноголосных мелодиях, постепенно переходя к самостоятельному созданию многоголосия. Для этого педагог знакомит их с двухголосным звучанием, учит понимать его красочное богатство.
Практика обучению многоголосию выделяет три разных направления:
- Пение канонов, как начало работа над двухголосием. В основе данного направления лежит развитие у учащихся не гармонического, а мелодического слуха.
- Воспитание чувства строя посредством использования максимально для этого удобных гармоничных интервалов (терции, секции, трезвучия). Это направление является правильным и наиболее продуктивным, однако он очень сложен и требует предварительной подготовки учащихся.
- Изучение многоголосия посредством знакомства с народным пением, которые отличаются естественным голосоведением. Данное направление признано одним из самых методически целесообразных, однако в последнее время оно крайне редко используется в практике.
Дальнейшей работой над развитием у учащихся гармонического слуха направлена на работу с его тремя сторонами:
- Окраска или фонизм
- Функциональные связи
- Голосоведение
Однако данная работа должна строиться на основании учета способностей, возможностей и индивидуальных качеств личности учащегося.
Задачей педагога на этом этапе является установление той стороны гармонического слуха, которая менее развита у ребенка и «тормозит» его общее развитие. Педагогу необходимо так выстроить образовательный процесс, чтобы преодолеть недостатки и выровнять по развитию все стороны гармонического слуха.
Этапы развития гармонического слуха
Методика работы над развитием гармонического слуха направлена на решение следующих задач:
- Формирование умения выработать умение фиксировать внимание на определенной линии голоса или звучания.
- Формирование умения мысленно сводить все слышимые звуки разных регистров к максимально тесному расположению и слышать их в одном регистре.
Важным направление в методике развития гармонического слуха является развития восприятия правильной направленности слухового внимания.
Для этого педагог должен соблюдать четкую последовательность этапов обучения, предусматривающую нарастание трудностей:
- На первом этапе используют средний регистр, учащимся дают понятие консонанс и диссонанс. Применяются аккорды, контрастные интервалы, септаккорды.
- На втором этапе используется тот же средний регистр, однако работа ведется по определению окраски интервалов и аккордов, в зависимости от их расположения, ширины и созвучий.
- На третьем этапе применяются все регистры. Работа ведется по определению тоновой величины интервалов, аккордов, септаккордов.
Данные три этап построены с опорой на принцип определения не отдельных связей, а отдельных созвучий. Для того, чтобы ученикам не приходилось каждый раз прибегать к рутинной проверке этапы необходимо чередовать быстро друг за другом.
Важно так же применять примеры для ознакомления, которые по своему содержанию должны быть выразительными, разнообразными, яркими и запоминающимися.
Развитый гармонический слух предполагает, что человек, владея навыками в определении разных сторон многоголосного звучания, синтезирует их и тем самым может полностью осознать