Социальная педагогика — отрасль педагогического знания, исследующая проблемы взаимоотношения человека и общества в их правовом, психологическом, экономическом, медицинском и педагогическом аспектах.
Основные функции социальной педагогики
Решение задач социальной педагогики осуществляется посредством реализации ее функций. В настоящее время принято выделять традиционные (основные) функции и специфические. Основные функции – это функции, которые выделены на основании отношении социальной педагогики к педагогическим наукам, то есть они имеют педагогическую направленность. Специфические функции – это функции, которые присущи социальной педагогике и направлены на достижение ее цели и решение конкретных социальных задач.
В качестве основных функций социальной педагогики можно выделить:
- Воспитательная функция социальной педагогики – направлена на обеспечение целенаправленного влияния всех социальных методов на деятельность и поведение человека. Данная функция направлена на то, чтобы максимально использовать в воспитательном процессе все имеющиеся средства, приемы, методы ресурсы социальной педагогики, для развития у субъекта его потенциальных возможностей и удовлетворения воспитательных потребностей.
- Организационная функция социальной педагогики – оказывает влияние на организацию деятельности человека, вне зависимости от ее направления. Под деятельностью понимается трудовая, интеллектуальная, учебная, досуговая и т.д., то есть любая деятельность человека. Важность организации заключается в том, чтобы деятельность имела конкретную воспитательную цель, достижение которой возлагается не только на человека, но и на организацию (вне зависимости от ее назначения). В данном случае подразумевается, что организация воспитания в процессе деятельности осуществляется не только образовательными учреждениями, но и иными другими.
- Прогностическая функция социальной педагогики – заключается в прогнозировании, программировании и проектировании процессов социального развития конкретных микросоциумов. Реализация данной функции достигается за счет участия различных социальных институтов в социальном формировании и развитии личности.
- Социально-терапевтическая и предупредительно-профилактическая функции социальной педагогики. Данные функции основаны на том, что в процессе деятельности социальных педагогов ими осуществляется различного рода помощь, направленная на преодоление негативных влияний и обеспечение поддержки человека в период его социального и профессионального самоопределения.
- Организационно-коммуникативная функция социальной педагогики – направлена на включение человека в социальный труд и досуг, организуемый в рамках определенного социума (например, трудовой коллектив, жители микрорайона, ученики школы и т.д.). В процессе данной деятельности устанавливаются личностные и деловые контакты, осуществляется взаимодействие между различными социальными институтами и людьми.
- Охраннозащитная функция социальной педагогики – заключается в использовании всего арсенала методов и средств защиты прав и свобод личности человека. Данная функция предусматривает формирование и развитие личности в социуме, без нарушения ее личных и гражданских прав.
- Диагностическая функция социальной педагогики – занимается изучение особенностей личности человека в зависимости от места проживания (село, город, деревня и т.д.), национальности, религиозных взглядов и т.д., с целью установления их влияния на процесс воспитания и формирования личности.
- Просвещенческо-образовательная функция социальной педагогики – направлена на просвещение людей в вопросах, имеющих непосредственное отношение к жизнедеятельности человека (воспитание детей, получение образования, ЗОЖ и т.д.).
- Интегративная функция социальной педагогики – заключается в объединении усилий социальных учреждений и структур, с целью социальной поддержки и защиты каждого нуждающегося в этом человека.
- Аналитико-проектная функция социальной педагогики – состоит в осуществлении анализа воспитательно-образовательных и социальных процессов в социальной среде, с целью определения оптимальных направлений воспитания и становления личности.
Реализацией функций социальной педагогики занимается социальный педагог или социальный работник, которые выполняют роль посредников между человеком и государственными учреждениями, занимающимися проблемами социальной поддержки. Социальная помощь и поддержка необходима человеку на всех его жизненных этапах развития и становления.
Специфические функции социальной педагогики
Социальная педагогика имеет разнообразные направления, задачи и методы, так как является по своему содержанию интегративной отраслью знания. Связь всех компонентов социальной педагогики осуществляется посредством реализации функций.
Специфические функции социальной педагогики формируются исходя из ее особенностей и задач.
Специфические функции социальной педагогики:
- Теоретико-преобразовательная функция социальной педагогики – заключается в объединении, обобщении, анализе и синтезе научных знаний в области социально-педагогической деятельности. Суть функции состоит в исследовании процесса социализации личности, исходя их культурных, этических, природных и общественных факторов развития, имеющих распространение в конкретном обществе.
- Гуманистически-прикладная функция социальной педагогики – направлена на разработку и внедрение в практику социально-педагогических технологий поддержки развития личности человека. Данная функция заключается в поиске эффективных способов и условий самореализации человека, его жизненного сценария, а также повышения его социального статуса в обществе.
Таким образом, представление о социальной педагогике как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для научного познания, и для практической организации процессов управления, и для повседневного конструирования социально-педагогической деятельности. Большое значение имеет реализация функций социальной педагогики.