Деятельность классного руководителя
Классный руководитель – это школьный педагог, который реализует функции организатора жизни учащихся, осуществляет деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания между учениками, их родителями, учителями и другими участниками образовательной деятельности.
Направления работы классного руководителя представляют:
- процесс воспитания в учебной деятельности;
- внешкольную воспитательную деятельность посредством взаимодействия с семьей ученика, детскими и юношескими организациями и объединениями.
Содержание работы классного руководителя определяется основными типами деятельности: педагогическим мониторингом, проектированием, организацией и диагностикой.
Каждый тип деятельности предполагает акцентирование внимания на формировании, корректировке и развитии отношений, которые складываются между участниками целостной педагогической деятельности. Именно отношения и представляют содержание воспитание, представляя центр внимания педагогической деятельности учителя, степень сформированности отношений – ведущий показатель результативности и его воспитательных усилий.
Система воспитательной работы классного руководителя – это совокупность его последовательных действий, которые реализутся определенным образом на протяжении учебного года, и адекватно поставленных целей.
К условиям успешности деятельности классного руководителя можно отнести:
- новый, высокий уровень профессиональной подготовки, который предполагает наличие мастерства и исследовательской компетентности;
- мотивация деятельности, с ориентированием на результат, а не на процесс;
- возможность проявлять самостоятельность и творчество;
- необходимость оценивать свою деятельность по результату.
Функции классного руководителя
Педагог в качестве руководителя классного коллектива должен реализовывать свои функции по отношению ко всему классу в целом и каждому ученику отдельно.
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в школе состоит из:
Аналитической функции:
- анализировать и оценивать индивидуальность ученика;
- анализировать и оценивать уровень воспитанности ученика;
- изучить и проанализировать состояние и условия семейного воспитания;
- изучить и проанализировать становление и формирование классного коллектива, подростковых групп и объединений, которые обеспечивают социализацию каждого ребенка;
- изучать и анализировать воспитательные влияния окружающей среды и учащихся класса, группы или объединения.
Прогностической функции:
- представлять образ желаемого результата воспитательной работы;
- прогнозировать уровень индивидуального развития ребенка;
- выстраивать модель воспитательной подсистемы, с учетом миссии образовательного учреждения, принятие ценностей, воспитательной концепции и ресурсных возможностей;
- выстраивать иерархию ближних и дальних целей деятельности детского сообщества и отдельных учеников.
Организационно-коррекционной функции:
- обеспечивать связь общеобразовательного учреждения и семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им помощь;
- проводить консультации и беседы с родителями учеников;
- взаимодействовать с педагогами, которые работают в классе, осуществлять воспитательную деятельность посредством проведения малых педсоветов, тематических встреч и педагогических консилиумов;
- стимулировать и учитывать разнообразную деятельность учеников, включая систему дополнительного образования детей;
- вести документацию.
Коммуникативной функции:
- регулировать межличностные отношения детей;
- устанавливать оптимальные отношения между учениками и учителями;
- содействовать общему благоприятному климату внутри коллектива;
- помогать ученикам устанавливать отношения с окружающими людьми;
- вместе с социальным педагогом и психологом корректировать поведение социально дезадаптированных детей и подростков.
Воспитательные задачи формулируются классным руководителем на основании возраста детей и взаимоотношений внутри класса с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Основные направления деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя начинается изучением класса и отдельно каждого учащегося.
Изучение детей в классе может достичь своей цель и дать нужные результаты, только если оно соответствует нескольким требованиям:
- изучение учеников повышает качество их воспитания и обучения. На основании систематического изучения можно творчески подходить к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательного влияния на первичный коллектив и на его отдельных членов. Необходимо организовывать воспитательную работу с детьми, учитывая их особенности;
- сочетание изучения учеников с воспитательным влиянием на них. Классным руководителем проектируется развитие положительных качеств, и преодолеваются отрицательные черты в характере и поведении учеников;
- изучать необходимо планомерно и систематически;
- изучать учеников необходимо в естественных условиях их жизнедеятельности;
- в процессе изучения классный руководитель использует разнообразные методы и приемы. На основании изучения должны быть намечены пути преодоления отрицательных качеств и закрепления положительных черт в характере и поведении школьников;
- изучение включает и ознакомление с условиями жизни и быта;
- изучение требует рассматривать не отдельные черты, а целостную личность;
- в процессе изучения внимание следует акцентировать на положительных чертах характера и поведения, а не на отрицательных.
Иными словами, соблюдая перечисленные требования, можно значительно повысить эффективность изучения учеников.