Методические основы проектирования фрагмента урока
Проектирование фрагмента учебного занятия происходит на основании составления его технологической карты. Ее составление включает в себя следующие операции:
- Постановка целевого назначения конкретного этапа урока и определение его задач.
- Определение стадий реализации данного фрагмента и составление прогнозов итогов деятельности.
- Определение структуры фрагмента урока.
- Разработка хода реализации фрагмента урока.
- Выбор методов и средств, используемых при реализации фрагмента урока и всех его стадий.
- Проведение проверки составленной технологической карты
Для составления технологической карты фрагмента урока могут быть использованы разные источники информации: учебная литература, методические разработки, материалы сети Интернет.
При определение задач фрагмента урока используются три группы задач, формулируемые в разных вариациях:
- Дидактические задачи;
- Воспитательные задачи;
- Развивающие задачи.
Дидактические задачи могут формулироваться в виде: закрепление знаний по…; изучение чего-то…; усвоение понятий и категорий; проведение исследований в конкретной области; изучение этапов развития объекта, процесса или явления; совершенствование или углубление теоретических или практических знаний в конкретной области, по конкретной теме; проверка усвоенного материала; подведение итогов; общая характеристика чего-то; выделение существенных признаков; обобщение знаний, развитие УУД.
Воспитательные задачи, как правило, связаны с формированием организационных и дисциплинарных навыков, различных чувств и свойств личности, выработкой мировоззрения, взглядов и установок, усвоением и принятием ценностей, активизацией эмоциональной сферы, убеждением в верности высказываний, теорий, выводов, формированием верного отношения к разным объектам, процессам и явлениям.
Что касается развивающих задач, то они формулируются, начиная со слова «развитие» или «формирование». Это может быть развитие навыков, каких-то личностных свойств, интересов и потребностей в познании и открытии нового, развитие мыслительных операций, различных организаторских способностей и навыков обучения.
В зависимости от конкретной темы урока, каждый его фрагмент ориентирован на достижение определенных результатов в ее освоении. Фрагменты урока могут быть спроектированы на основе использования проблемных ситуаций, напоминания материала, изученного ранее, использования методов активного обучения и ассоциации. Также, могут быть использованы игровые методы обучения и интерактивные технологии.
Примеры составления фрагментов различных уроков
Рассмотрим фрагменты учебных занятий, планируемых к проведению по разным дисциплинам и на разных стадиях обучения.
Фрагмент урока по русскому языку по теме изменение имен прилагательных по падежам.
Рассмотрим организационный этап данного урока. Он нацелен на введение учащихся в новую тему и развитие интереса к ее раскрытию.
На уроке используется презентация. На организационном этапе происходит рассмотрение первых двух слайдов. Они дополняются пояснениями педагога.
Деятельность учителя: Здравствуйте дети. Сегодня нас ждет интересное путешествие по планете прилагательных. Вы помните, что такое прилагательное? На какие вопросы отвечает данная часть речи? Сегодня мы откроем новые тайны прилагательного, постараемся узнать о нем все, чтобы грамотно писать, умными и развитыми стать.
Включение слайда 1:
- Я часть речи, я дружу с существительным
- Я нисколько не тужу и нашей дружбой дорожу.
- Я обозначаю признак предмета
- Я отделяю его от других
- Я помогаю понять вам, какая погода, какая температура, какая природа, какая забота.
Итак, с какой частью речи мы будем работать? Для нам нужны прилагательные? С какой частью речи они связаны?
Включение слайда 2:
- красивый цветок,
- нет красивого цветка,
- мне нужно повязать ленту красивому цветку.
Вы видите словосочетания. Из каких частей речи они состоят? Чем отличаются эти словосочетания?
Далее, детям поясняется, что слово красивый представлено в разных падежах, как и слово цветок, с которым оно связано.
Фрагмент урока математики для учащихся 1 класса по теме: «Подсчет количества объектов».
Рассмотрим фрагмент основного хода занятия. Он нацелен на формирование навыков счета объектов и умения отвечать на вопрос: «Сколько?».
Для работы используются картинки. На них изображены объекты разных величин, цветов. Учащиеся отвечают на вопросы:
- Сколько мышат на картинке?
- Сколько маленьких мышат?
- Сколько серых мышат?
- Сколько белых мышат?
- Сколько у мышат ушек?
- Сколько хвостиков на картинке?
- Сколько кусочков сыра у мышат?
- Сколько лапок у мышат?
Ответив на вопросы, осуществляется переход к самостоятельному формулированию вопросов учащимися по представленным в учебнике картинкам.
Данный урок должен сформировать у учащихся навыки простого счета в пределах 10, развить умения подсчитывать объекты, обладающие определенными признаками и воспитать умения работать в команде и взаимодействовать друг с другом.
Фрагмент урока истории для учащихся 6 класса по теме: «Великая Отечественная война».
Данный урок нацелен на обобщение знаний о ВОВ и их закрепление.
На уроке используются метод беседы и метод кластера.
Учащимся задаются вопросы, ориентированные на актуализацию их знаний о ВОВ:
- Когда началась ВОВ?
- Сколько лет она длилась?
- Какие битвы ВОВ вам известны и каковы их исходы?
- Каких великих полководцев вы знаете? Чем они прославились в войне?
- Какая боевая техника участвовала в войне?
- Какие соглашения были подписаны в ходе войны и с какими странами?
Далее на доске составляется кластер. Он включает в себя хронологию событий войны.
Педагог записывает даты, а учащиеся выходят по очереди к доске и записывают события, которые с ними связаны.
В конце подводятся итоги о тех знаниях, которые были усвоены по теме ВОВ и их значении в историческом познании и общем развитии личности каждого учащегося.