Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни человека, предполагающий сохранение его здоровья, профилактику болезней и укрепление всего организма.
Здоровье любого человека, в том числе и ребенка, на 60% зависит от образа жизни, то есть рациона питания, физической активности, уровня стресса, вредных привычек и разрушительного поведения.
Период дошкольного детства – решающий в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период интенсивно развиваются органы и функциональные системы организма, идет заложение основных личностных черт, отношения к себе и окружающим. На этом этапе у детей должна быть сформирована база знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанная потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Цель оздоровительной работы в ДОУ – создать у детей устойчивую мотивацию сохранять свое собственное здоровье и здоровье окружающих людей.
Основные компоненты здорового образа жизни детей
Рациональный режим дня.
Режим – это научно обоснованный распорядок жизни, которым предусматривается рациональное распределение времени и определенная последовательность разных видов деятельности и отдыха.
Проведение режимных процессов предполагает соблюдение следующих принципов:
- полностью и своевременно удовлетворять органические потребности детей. Сон – важная составляющая гармоничного развития ребенка. Во сне протекает сложнейшая работа, в результате которой идет формирование мозга ребенка, развитие тела;
- обеспечивать тщательный гигиенический уход, чистоту тела, одежда и постели;
- привлекать детей к посильному участию в режимных процессах;
- формировать культурно-гигиенические навыки;
- учитывать потребности детей, индивидуальные особенности каждого ребенка.
Правильное питание.
В период дошкольного детства, когда идет формирование пищевого стереотипа, закладываются типологические особенности организма, особенно велика роль питания - от правильно организованного питания детей зависит состояние их здоровья.
Принципы организации рационального питания:
- удовлетворить потребности организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах;
- соблюдать режим питания.
Рациональное питание – один из основных факторов внешней среды, определяющий нормальное развитие детей. Оно влияет на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья детей, повышает устойчивость к разным неблагоприятным воздействиям.
Рациональная двигательная активность.
Культура здоровья и движения – взаимосвязанные компоненты жизни детей. Активная двигательная деятельность обеспечивает также психоэмоциональный комфорт детей.
К видам двигательной активности относят:
- физические упражнения;
- физкультминутки;
- утреннюю зарядку;
- пальчиковую, зрительную, корригирующую, дыхательную гимнастику;
- подвижные и спортивные игры.
Двигательная культура детей в дошкольном возрасте начинается формированием структуры естественных движений и развитие двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми разных эталонов движения.
Рациональная физическая нагрузка обучает дошкольников чувству собственного тела и управлению им, а также активирует аппетит, в результате у детей улучшается обмен веществ и пищеварительные процессы, тренируется воля и характер, дети получают множеств позитивных эмоций.
Закаливание организма.
Закаливание помогает решить целый комплекс оздоровительных задач. Оно повышает иммунитет, а также развивает компенсаторные функциональные возможности организма, повышает его работоспособность. Для закаливания организма необходимо многократно воздействовать на организм тем или иным фактором: холодом, теплом, водой.
Повторное действие факторов закаливания позволяет развивать условно рефлекторные связи. При систематическом и планомерном проведении закаливания, оно оказывает положительное воздействие на организм ребенка: улучшается деятельность его органов и систем, возрастает сопротивляемость к разным заболеваниям, особенно простудным, вырабатывается способность без вреда здоровью перенести резкие колебания разных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.
Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Специалистами отмечено, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие детей во многом зависит от окружающей среды, в которой от живет и воспитывается. Психическое здоровье – составной элемент здоровья, рассматриваемый в качестве совокупности психических характеристик, которыми обеспечивается динамическое равновесие и возможность выполнять детьми социальные функции.
Должны соблюдаться условия, которыми обеспечивается психологическое здоровье детей дошкольников, которым обеспечивается гуманное отношение к детям и индивидуальный подход, учитывая личные особенности, психологический комфорт, интересная и содержательная жизнь в детском саду.
В детском саду любая конфликтная ситуация должна быть быстро разрешена. Сложности общения с конкретными детьми можно решить через обращение к психологу и совместное с воспитателем планирование решения возникших проблем.
Соблюдение правил личной гигиены.
Гигиенические мероприятия должны стать для детей-дошкольников обычными и субъективно необходимыми, что может быть достигнуто регулярностью их выполнения.
Нужно приучать детей к гигиеническому индивидуализму: иметь собственную расческу, свою постель, свой горшок, свой носовой платок, личное полотенце, свою зубную щетку.
Необходимо подвести детей к пониманию того, что соблюдать чистоту тела важно и для охраны личного здоровья, и для здоровья окружающих людей.