Временные представления – это разновидность математических представлений, отражающих способность ориентации во времени, понимания последовательности смены часов.
Временные представления формируются на дошкольном этапе развития ребенка. Они входят в программу формирования элементарных математических представлений дошкольников.
Временные представления достаточно легко формируются у детей с нормальным уровнем развития. Если же, у ребенка имеются интеллектуальные нарушения, то освоение временных понятий и представлений дается им достаточно тяжело.
Особенности формирования временных представлений детей с нарушениями интеллекта
Временные представления у детей с интеллектуальным недоразвитием формируются медленно и проблематично. Причем, во времени дети начинают ориентироваться гораздо быстрее, чем осваивают временные понятия.
Отметим ряд особенностей формирования временных представлений у детей с интеллектуальными отклонениями:
- Понятие временной длительности и течения времени не удается сформировать в дошкольном возрасте. Оно формируется уже в ходе школьного обучения, и то, не на начальных его этапах.
- Непонимание постоянства течения времени и его необратимости.
- Сложность усвоения простейшей временной терминологии. Даже заученные понятия тяжело воспроизводятся на практике т.е. не используются в жизнедеятельности, в конкретных ситуациях.
- Нет понимания единиц измерения времени.
- Непонимание длительности совершения различных видов деятельности, даже бытовых, регулярно выполняемых.
- Сложность понимания единиц измерения времени и их соотношения: час больше минуты, минута больше секунды. Дети не понимают, какая категориях больше, сколько минут в часе и т.д.
- Непонимание отдаленности и близости событий, последовательности их реализации.
Все эти особенности усложняют процесс усвоения временных представлений, а их самостоятельное формирование делают просто нереальным. Чтобы ориентироваться во времени, ребенку с интеллектуальными дисфункциями необходимо обучение по специальным коррекционным программам, основанным на методиках продуктивного формирования временных понятий и представлений.
Направления коррекционной работы по развитию временных представлений
Правильная организация обучения – залог успешности усвоения детьми с интеллектуальными нарушениями временных понятий и формирования у них устойчивых временных представлений.
Занятия по развитию временных представлений носят коррекционную направленность и включают в себя следующие направления деятельности:
- Использование упражнений, заданий, игр, ориентированных на изучение времен года, дней недели, климатических условий, периодов возникновения события.
- Наглядное представление временных процессов. В работе используются схемы, инструкции, знаки, которые отражают временные признаки – сутки, дни, недели, месяцы. Они выделяются другим цветом, более яркими, крупными знаками, чтобы помочь детям в лучшем восприятии информации.
- Рассмотрение картинок природы и деятельности в разное время года и в разное время суток.
- Изучение последовательности событий с помощью сюжетных картинок.
- Проведение экскурсий в природу и общество для знакомства с погодными явлениями, жизни растений и животных в разные времена года, трудовой деятельностью в разные времена года и при разных климатических условиях.
Следует отметить, что развитие временных представлений детей с интеллектуальными отклонениями требует включения упражнений в режимные моменты и иную образовательную деятельность, а не только в уроки математики. Это позволит расширить познания временных связей и отношений, улучшить понимание временных процессов и отношений.
Условия развития временных представлений у детей с интеллектуальными нарушениями
Временные представления у детей с интеллектуальными нарушениями формируются при соблюдении ряда важных условий. К ним относятся:
- Формирование представлений в опоре на опыт ребенка, его практику деятельности, детские представления о жизни и ее процессах;
- Связь фактов из повседневной жизнедеятельности ребенка с его временными характеристиками;
- Игровая форма знакомства с отношениями времени: что больше минута или час, неделя или месяц, когда наступает ночь, а когда день и т.д.;
- Наглядная демонстрация продолжительности времени т.е. ребенок должен увидеть сколько длиться минута, что он успеет за нее сделать, а сколько длиться час;
- Комментирование длительность совершения разных действий ребенка. Не только на занятиях, но и в повседневной жизнедеятельности, важно, давать ребенку понять, как долго он делает то или иное действие, сколько времени ему необходимо для решение конкретной задачи, совершения какого-то действия;
- Включение упражнений на формирование временных представлений в каждое учебное занятие по математике, независимо от его темы. Минут 5-10 должно быть уделено временным понятиям и отношениям;
- Исключение усталости и переутомления детей на занятиях. При нарушениях интеллекта происходит быстрое переутомление ребенка, которое снижает его работоспособность, внимание. Потому, необходимо чередовать отдых с учебной нагрузкой, посредством проведения релаксации, физкультминуток.
Следует отметить, что выбор методов и форм работы по формированию временных представлений зависит от степени развития интеллектуальной недостаточности. Если нарушение слабого характера, то формирование представлений проходит быстрее и продуктивнее. Для работы используются стандартные методы, обогащаемые наглядными средствами. При тяжелых формах интеллектуальной недостаточности формирование временных представлений реализуется только с применением специфических методов, которые учитывают конкретную интеллектуальную дисфункцию и ориентированы на ее коррекцию. При этом, занятия проводятся в игровой форме с применение методов проблемного обучения. Это повышает мотивацию к познанию и развивает творческое воображение ребенка, а также его мышление.