Принципы формирования умений у учащихся
Первая медицинская помощь - это комплекс первичных простейших медицинских мероприятий, направленных на восстановление либо поддержание жизнедеятельности пострадавшего которые должны быть оказаны ему на месте происшествия до приезда врачей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования важная роль отведена деятельностному компоненту содержания образования, ключевой элемент которого – умения. С учетом практико-ориентированного характера школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», проблема формирования у учеников умения обеспечивать безопасность жизнедеятельности, включая оказание первой помощи при неотложных состояниях, приобретает особую актуальность.
Теоретико-методологическая основа работы представлена психолого-педагогическими исследованиями, посвященными теории учебной деятельности; психологическими аспектами и педагогическими основами формирования умений у учеников; общетеоретическими вопросами содержания образования и возрастающей ролью умений в содержании образования.
При определении сущности умения оказывать первую помощь в ситуации неотложного состояния, в качестве деятельностного компонента содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, опираются на классическую трактовку данного понятия. В этом контексте рассматривают в качестве возможности выполнения действий, соответствующих целям и условиям, в которых человек должен научиться ориентироваться.
Развитие у учеников умения оказывать первую помощь при неотложных состояниях, основывается на следующих принципах:
- превентивность, базирующаяся на опережающем характере образования, способствующем подготовке учеников к возможным жизненным ситуациям, которые требуют быстрой реакции при оказании первой помощи себе и другим людям;
- фундаментальность – характеризуется опорой исключительно на научно-обоснованные медицинские теории оказания первой помощи;
- алгоритмизация и технологичность – подразумевает процесс освоения четкой последовательности при освоении приемов оказания первой помощи при неотложных состояниях с многократным повторением, чтобы превратить в навык;
- сотрудничество в обучении – учитывает специфику дидактических процессов освоения приемов оказания первой помощи при неотложных состояниях, когда учащиеся работают в парах или в малых группах, постоянно меняясь ролями медика и пострадавшего.
Методическая сущность развития умения оказывать первую помощь
С методической точки зрения освоение учениками умения оказывать первую помощь при неотложных состояниях в рамках предмета «ОБЖ» характеризует этапность. Формирование умений протекает посредством работы с разными видами перевязочных материалов, дезинфицирующих средств, манекенов и тренажеров. Определяя этапы формирования умений, базируются на общедидактическом подходе Е.Н. Кабановой-Меллер, которая выделила и обосновала несколько этапов формирования умений:
- введение умения;
- тренировочные упражнения;
- систематизация и обобщение;
- самостоятельное применение умения в жизни.
На первом этапе – введение умения – учитывают внешние и внутренние условия, которые связаны с формированием рассматриваемого умения. Основываясь на характере исследования, внешними условиями являются особенности содержания курса ОБЖ и методы обучения, а внутренние – связаны с имеющимся субъектным опытом учеников, их возрастными особенностями и индивидуальными различиями.
Данный этап начинается разъяснением ученикам значения, которое имеет умение и составляющих его приемов учебной работы, чтобы вызвать у детей познавательный интерес, сделать работу более целенаправленной. Позже начинают появляться опорные медицинские знания и умения учеников и идет создание ситуации уверенности для овладения приемом оказания первой помощи при неотложных состояниях. Следующий шаг – определение состава умения, оказание первой помощи. Дедуктивным путем учитель ознакомляет учеников с системой действий, обладающих четким алгоритмом.
Этап тренировочных упражнений – это усвоение и осознание умения и составляющих его приемов при выполнении системы заданий, соответствующих теме того или иного раздела. Данный этап предполагает тренировку на заданиях по образцу или в заданиях, требующих элементарного переноса, то есть изменения в действиях. Перенос помогает активизировать внимание учеников, так как каждое задание может содержать требования не механически применять умения, а перестраивать его, искать на его основании новую систему действий.
Этап систематизации и обобщения – реализуется при обобщающем повторении отдельных тем, в которых требуется применение определенных умений оказывать первую помощь при неотложных состояниях, а также всего курса ОБЖ в целом. Овладение данным приемом проверяют через задания, выполняемые по образцу, либо требующие перенести прием.
Процесс самостоятельного использования умений в дальнейшем изучении основ безопасности жизнедеятельности или основ медицинских знаний, предполагающих опору на полученные знания.
Иными словами, умение оказывать первую помощь при неотложных состояниях в современном мире – необходимое умение, базовые знания, которые должны быть у каждого человека.