Понятие сенсорного развития ребенка старшего дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста – это целенаправленный и организованный процесс по формированию и развитию у детей дошкольного возраста представлений о внешних характеристиках и свойствах предметов (форма, цвет, величина, пространственное положение, запах, вкус и т.д.).
Значимость сенсорного воспитания у детей старшего дошкольного возраста очень велика, так как именно данный возраст является одним из самых благоприятных для совершенствования органов чувств ребенка, а также накопления им представлений об окружающем мире.
Таким образом, сенсорное воспитание является тем направлением, которое обеспечивает ребенку дошкольного возраста полноценное умственное развитие.
В процессе сенсорного развития у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь осуществляется развитие сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны – это конкретные представления о тех объектах, которые дети воспринимают чувственно.
Сенсорные эталоны представляют собой обобщенные сведения о характерных признаках предметов и явлений, которые включают в себя их главные качества.
Усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста имеет большое значение, так как дети пользуются ими в дальнейшем на протяжении всей своей жизни. Именно поэтому очень важно сформировать у детей правильные сенсорные эталоны.
Одним из наиболее важных эталонов, является сенсорный эталон цвета. Эталонная система цвета включает в себя весь спектр цветовой гаммы.
Необходимо отметить и тот момент, что сенсорное воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста целесообразнее организовывать в рамках различных видов деятельности, то есть опосредовано. Только в этом случае можно достичь высоких результатов.
Как показывает практика, одной из наиболее эффективных форм усвоения сенсорного эталона цвета, является экологическое воспитание, в рамках которого дети знакомятся с окружающей природой, растениями, цветами, животными и т.д. Такое знакомство не только обогащает и расширяет кругозор ребенка, но и помогает ему лучше усвоит цветовую гамму.
Содержание экологического воспитания, направленного на формирование у старших дошкольников сенсорных эталонов цвета
Усвоение сенсорных эталонов цвета у детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания осуществляется в следующих формах:
- Организация комплексных занятий по сенсорному воспитанию детей в соответствии с их возрастом, в рамках ознакомления с окружающей природой.
- Организация в группе уголка природы, его постоянное пополнение и обновление.
- Использование дидактических игр экологической направленности.
- Организация наблюдения за явлениями природы, животными, птицами, насекомыми и т.д.
- Организация и проведение праздников и мероприятий экологической тематики, привлечение родителей.
- Совместное чтение и последующее обсуждение художественной литературы.
- Организация прогулок и экскурсий.
- Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, посредством использования индивидуальных и групповых консультаций, бесед, родительских собраний и т.д.
- Оформление информационно-педагогических материалов и их размещение в родительских уголках, приемной, коридорах ДОУ и т.д.
Основная цель, организуемой таких образом работы – формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста сенсорных эталонов цвета посредством ознакомления с природой, организацией занятий, наблюдений, прогулок, экскурсий и т. д.
Достижение данной цели возможно через решение следующих задач:
- Обогащение представлений старших дошкольников об окружающей природе, животных, растениях, насекомых и растениях.
- Включение детей в посильную работу по уходу за растениями и животными на участке или в живом уголке.
- Воспитание у детей таких качеств как любознательность, любопытство, эстетическое восприятие, доброта, отзывчивость и т.д.
Решение данных задач находится в тесной взаимосвязи с развитием у детей сенсорных способностей, а также освоением наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.
Основные формы организации экологического воспитания, направленного на формирование у старших дошкольников сенсорных эталонов цвета
Для детей дошкольного возраста характерным является то, что они проявляют интерес ко всем происходящему вокруг. Воспитателю очень важно поддерживать интерес ребенка к природе. Это будет способствовать не только формированию у детей экологических представлений, но и усвоению сенсорных эталонов, в том числе и эталонов цвета.
Дошкольники познают окружающий мир по принципу: «что вижу, с чем взаимодействую, то и познаю». Поэтому на занятиях по экологическому воспитанию очень важно использовать наглядности, которые дети могут взять в руки.
Например: при знакомстве с фруктами и овощами, можно использовать либо реальные фрукты и овощи, либо их макеты. Главное, чтобы макеты полностью соответствовали реальным прототипам. Работая, таким образом, с наглядными предметами, дети усваивают различные сенсорные эталоны, в том числе и цветовые.
Экологическое воспитание, способствующее усвоению детьми старшего дошкольного возраста сенсорных эталонов цвета, может быть организовано в форме игры. Это обусловлено тем, что именно игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
Играя на занятиях по экологическому воспитанию, дети могут путешествовать по воображаемому лесу, посещать разные страны, знакомится с животными и птицами и т.д. Все это оказывает положительное влияние на сенсорное развитие детей и усвоение ими сенсорных эталонов.
Еще одной эффективной формой экологического воспитания, способствующего сенсорному развитию детей дошкольного возраста, является наблюдение. В процессе наблюдения дети могут ознакомиться с природными явлениями, получить знания об окружающей природе. Непосредственно как средство усвоения сенсорного эталона цвета, данный метод выступает при наблюдении за такими природными явлениями как радуга, осадки, изменение окраса растений в разное время года и т.д.
Таким образом, экологическое воспитание имеет большой потенциал в формировании у детей старшего дошкольного возраста сенсорных эталонов цвета. Достигается это посредством использования различных форм работы с детьми.