Педагогические условия воспитания уважительного отношения к старшим у дошкольников
Уважительное отношение к старшим – это вежливое отношение к своим родителям и иным людям более старшего возраста, проявление по отношению к ним чувства такта, заботы и внимания, оказание помощи и поддержки, прислушивание к их мнению.
Уважительное отношение к старшим является важным компонентов культуры поведения. оно воспитывается с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте происходит знакомство ребенка с окружающим миром и законами его функционирования. Дети учатся правильному отношению к людям, действиям и поступкам, не противоречащим моральным нормам и нравственным ценностям.
Уважение к старшим является приоритетной задачей нравственного воспитания ребенка. Данную нравственную ценность необходимо усвоить в дошкольном возрасте, чтобы она закрепилась, как устойчивая и неприкасаемая ценность.
Воспитание уважительного отношения к старшим базируется на следующих компонентах:
- Понимание и поддержание основных нравственных принципов поведения;
- Формирование осознания необходимости проявления заботы и оказания взаимопомощи;
- Несение ответственности;
- Проявление заботы о младших и старших;
- Терпимость и уважение к пожилым людям.
Основы воспитания уважительного отношения к старшим закладываются в семье. Особенно хорошо, если в воспитании детей принимают участие бабушки и дедушки, поскольку они помогают в закладке основ уважительного отношения ребенка к пожилым людям.
Кроме того, эффективное воспитание подрастающего поколения, во многом, базируется на личном примере родителей. Если родители регулярно демонстрируют ребенку свое уважительное отношение к бабушкам и дедушкам, проявление о них заботы, оказывают помощь пожилым соседям, говорят теплые слова родителям и знакомым старикам, то у ребенка возникает желание подражать родителям и проявлять такое же отношение к старшим.
Личный пример играет важное значение в воспитании, но это далеко не все. Необходимо обучать ребенку проявлению вежливости и заботы к пожилым людям, поощрять и хвалить его за выполнение поручений бабушек и дедушек, оказание им любой помощи, вежливое обращение.
Художественная литература как средство воспитания уважительного отношения к старшим
Чтение художественной литературы является важным средством и методом воспитательного воздействия на ребенка дошкольного возраста в направлении формирования у него уважительного отношения к людям пожилого возраста.
Необходимо выбирать такие произведения для чтения, которые касаются взаимоотношений между детьми и взрослыми, рассматривают проблемы разных взглядов на жизнь и тенденций развития разных поколений. Обсуждение прочитанного помогает ребенку усвоить правила построения взаимоотношений со старшими, этические нормы и культуру взаимного общения, формируют навыки терпимости, проявления такта в поведении. Кроме того, художественная литература способствуют формированию чувственной и эмоциональной стороны развития ребенка. Дети начинают осознавать значение наличия у них бабушки или дедушки (либо обоих), учатся чувствовать настроение близкого человека, понимать его точку зрения и иную направленность взглядов, в силу своего отношения к другому поколению и проживания на другом этапе общественного развития.
Важно, при чтении литературного произведения делать паузы для того, чтобы более глубоко проникнуть и осознать суть произведений, а после прочтения дать детям пояснения прочитанного, ответить на их вопросы, дать выразить свое понимание произведения и прокомментировать его.
Художественная литература, как средство воспитания уважительного отношения к старшим помогает:
- Получить представления о взаимоотношениях между людьми;
- Понять значимость «добрых» дел и «дурных» поступков;
- Сформировать у ребенка навыки сострадания и сопереживания;
- Развить чувственное восприятие;
- Активизировать мышление ребенка;
- Уловить разницу в возрастном развитии человека;
- Осознать и прочувствовать связь между поколениями.
Использование досуговой деятельности в воспитании уважительного отношения к старшим
Досуговая деятельность – это деятельность ребенка, реализуемая вне его основной деятельности, в свободное от нее время, ориентированная на удовлетворение потребностей ребенка и реализацию его интересов.
Досуговая деятельность является ключевым компонентом творческой деятельности и выступает фундаментом развития культурного поведения.
Досуговая деятельность носит развлекательный характер и связана с играми, художественным творчеством, дружеским общением ребенка. Она помогает не только расслабиться и отдохнуть, но и развивает творческую активность и познавательную заинтересованность в силу своей яркой эмоциональной окраски. А это, в свою очередь, способствует усвоению нравственных норм поведения, к числу которых относится уважительное отношение к страшим.
Чтобы досуговая деятельность приносила должный воспитательный эффект в направлении формирования уважительного отношения к старшим, требуется соблюдение ряда условий:
- Участие родителей в досуговых мероприятиях ребенка, в том числе и, проводимых в дошкольном образовательном заведении.
- Наличие в дошкольном образовательном заведении или семье специально организованных досуговых мероприятий, нацеленных на демонстрацию и проявления детьми уважительного отношения к старшим.
- Выбор досуговых мероприятий должен быть ориентирован на индивидуальную специфику развития ребенка, особенности его жизнедеятельности в семье, ее уклада и традиций.
Досуговая деятельность способствует развитию у ребенка оценочного суждения о мире и его устройстве. Она помогает сформировать нравственные ориентиры жизнедеятельности, усвоить эстетические принципы поведения и выработать собственные ценностные ориентации.