Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование регулятивных УУД в исследовательской деятельности младших школьников

Определение 1

Универсальные учебные действия (УУД) – это совокупность способов деятельности в рамках педагогического процесса, позволяющих учащимся самостоятельно учиться, развиваться и достигать поставленных целей и задач образования, а также собственного социального развития.

УУД формируются начиная с младшего школьного возраста. Они выступают фундаментом успешного дальнейшего обучения. Такие действия направлены на обучения учащихся навыкам учения т.е. младшие школьники должны освоить практические азы обучения.

УУД могут быть личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными. Рассмотри роль и особенности формирования регулятивных УУД.

Роль исследовательской деятельности в формировании регулятивных УУД

Определение 2

Регулятивные УУД – это навыки управления учащимися своей образовательной деятельностью.

Освоив их, младшие школьники могут ставить цели и задачи своей познавательной и иных направлений деятельности в учебном заведении, планировать и прогнозировать ее прохождение, выполнять проверку итогов реализации обучения, вносить поправки в его ход, осуществлять саморегуляцию и самоконтроль своего обучения.

Формирование данной группы УУД имеет важное значение в общем развитии учащегося и освоении им навыков обучения. Поэтому, развитию регулятивных УУД уделяется особое внимание в начальной школе.

Одним из эффективных методов развития регулятивных УУД является исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность – это деятельность, ориентированная на разработку чего-то нового, созидание, способствующая развитию учащегося, формированию ценностных основ его личности и значимых качеств ее социального развития, путем самостоятельного приобретения новых знаний и навыков деятельности.

«Формирование регулятивных УУД в исследовательской деятельности младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Исследовательская деятельность способствует формированию следующих регулятивных УУД:

  • Обучение учащихся постановке учебных целей и задач;
  • Организация сотруднической деятельности;
  • Формирование навыков работе в команде;
  • Развитие навыков познавательной деятельности при учебном сотрудничестве;
  • Развитие навыков адекватного оценивания своего труда и труда других участников исследовательской деятельности;
  • Развитие навыков принятия чужого мнения и точки зрения в качестве единственно верной и основополагающей в принятии конкретного решения;
  • Формирование навыков внесения поправок в свою учебную работу и ее итоговые показатели;
  • Подготовка рабочего места к проведению конкретной работы (исследованию);
  • Применение различного инструментария в учебном процессе: линейка, треугольник, лабораторные приборы;
  • Развитие навыков самостоятельного определения критериев оценки обучения и его различных аспектов деятельности.

Исследовательская деятельность меняет позицию педагога. Он становится только ее организатором, тогда как, исследование проводится учащимися. Педагог может помогать им и направлять их работу, контролировать процесс исследования, чтобы избежать развития негативных последствий. Учащийся чувствуют свою активную позицию и стремиться ее сохранить, выполняя работу ответственно и тщательно.

Условия организации исследовательской деятельности, ориентированной на формирование регулятивных УУД

Чтобы в ходе исследовательской деятельности младших школьников осуществлялось формирование их регулятивных УУД, необходимо соблюдение ряда условий ее организации. К ним относятся:

  1. Мотивация к исследованию. Учащийся должен быть заинтересован в данном направлении деятельности: она должна быть ему интересна и желанна.
  2. Желание педагога проводить исследование. Педагог должен быть заинтересован в проведении исследования по конкретной теме т.е. он должен видеть актуальность данного метода в текущих условиях, оценить положительные стороны проведения исследования, сопоставить их с недостатками, провести сравнение, а также оценить потенциальные риски конкретного исследования для развития учащихся.
  3. Предварительное ознакомление учащегося с данным видом деятельности. Необходимо ознакомить детей с той работой, которую им предстоит выполнить. Они не смогут провести исследование без знания его методики.
  4. Оказание педагогом помощи в проведении исследования. Педагог (особенно, если исследование проводится в первые) должен помочь учащимся, направляя их деятельность, комментируя я, напоминая о следующих шагах, которые необходимо совершить и т.д.
  5. Удовлетворение учащихся от проделанной работы. Если работа не принесла учащимся интереса, они не получили то, чего хотели, то данная деятельность не принесет должного образовательного эффекта. В данном случае, исследование необходимо повторить, применив иные методы его организации, средства проведения и контроля.

Методические рекомендации по проведению исследовательской деятельности младших школьников

Чтобы организовать исследовательскую деятельность младших школьников, успешно ее провести и достичь формирования у них регулятивных УУД, педагогу требуется опираться на методические основы организации данной деятельности. Они сводятся к следующим аспектам:

  1. Опора на методы проблемного обучения. Данные методы позволяют мотивировать учащихся к исследованию, активизировать их самостоятельное мышление и стремление к достижению конкретных итогов проведения исследовательской работы;
  2. Использование методов дискуссии и эвристической беседы. Они, также, стимулируют познавательную заинтересованность учащихся и способствуют развитию навыков сотрудничества младших школьников, умение вести совместную работу с педагогом и коллективом. Это помогает сформировать навыки коммуникативного взаимодействия младших школьников;
  3. Организация групповой работы учащихся. Такая работа помогает сформировать основы планирования деятельности, с учетом интересов и потребностей всех ее участников;
  4. Использование игровых методов обучения на начальном этапе учебного занятия. Игра помогает мотивировать к исследованию и создать положительную эмоциональную атмосферу на учебном занятии.
Дата последнего обновления статьи: 14.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot