Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это совокупность ряда внутренних и внешних факторов, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка, формирование у него привычки выполнять ежедневно физические упражнения, с целью поддержания своей физической формы.
Значение формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста
Значимость формирования у детей старшего дошкольного возраста ЗОЖ, объясняется тем, что сохранение и укрепление здоровья детей является одной из предпосылок их последующей успешной жизнедеятельности. ЗОЖ оказывает благоприятное воздействие на общее самочувствие ребенка. Взрослые, родители и воспитатели, должны объяснить детям, что соблюдение правил ЗОЖ является одним из условий долголетия и продуктивного выполнения собственных социальных функций.
Выделяют ряд принципов понимания ЗОЖ, на которые следует опираться воспитателям в процессе организации работы:
- Человек, ориентирующий на ЗОЖ является творцом собственного здоровья.
- Основа ЗОЖ – это отказ от всех вредных привычек.
- ЗОЖ подразумевает обязательно правильное и рациональное питание.
- ЗОЖ – это ежедневная двигательная активность.
- ЗОЖ – это обязательное соблюдение принципов и норм морали.
В процессе формирования у старших дошкольников представление о ЗОЖ, необходимо объяснять детям, что главная роль по сохранению и укреплению здоровья возложена на самого ребенка. Только внутренняя гармонизация и установка на здоровый образ жизни позволят ребенку установить благоприятные взаимоотношения с окружающим миром.
Выделяют следующие понятия здоровья, которые также должны быть усвоены детьми к старшему дошкольному возрасту:
- Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма, его реальные биологические резервы.
- Физическое здоровье – это определенный уровень роста и развития органов и систем организма, проявляющееся в виде функциональных и морфологических резервов.
- Психическое здоровье – это здоровье, которое характеризуется состоянием общего душевного комфорта человека, удовлетворенностью его социальных и биологических потребностей.
- Нравственное состояние – это определенная система ценностей, мотивов и установок поведения индивида в социуме.
Таким образом, значимость формирования у детей старшего дошкольного возраста, представлений о ЗОЖ очень велика. Дети должны понимать и осознавать, что состояние их здоровья и общее благополучие находится в их руках.
Особенности формирования у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни
Особенности формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста, во многом зависят от возраста детей и интенсивности развития у них нравственно-волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер. Именно в этом возрасте у детей появляются новые качества и потребности, расширяются знания и представления об окружающих предметах и действительности. Основным является то, что у детей старшего дошкольного возраста меняется психологическая позиция, они начинают чувствовать себя самыми старшими в детском саду, будущими школьниками.
У детей старшего дошкольного возраста значительно повышается ответственность перед окружающими и самими собой. Они начинают тщательнее соблюдать режим дня, следить за своим внешним видом и здоровьем. Это связано еще и с тем, что дети готовятся войти во взрослую жизнь. Именно поэтому очень важно на данном этапе показать детям значимость соблюдения правил гигиены, ежедневного выполнения утренней зарядки и т.д. Следует рассказывать детям о вредных и полезных привычках.
Именно старший дошкольный возраст имеет максимальные предпосылки для формирования стойкого представления о ЗОЖ. Связано это с рядом следующих факторов:
- У старших дошкольников происходит активное развитие психических процессов, что оказывает значительное влияние на росте самооценки и чувстве ответственности.
- Старшие дошкольники умеют не только демонстрировать, но и сохранять правильную осанку во время ходьбы, выполнении физических упражнений, приема пищи, работы за столом и т.д.
- Старшие дошкольники способны самостоятельно выполнять разнообразные бытовые поручения, они в полной мере владеют навыками самообслуживания.
- Дети старшего дошкольного возраста способны прилагать необходимые волевые усилия для достижения поставленной цели.
- Старшие дошкольники умеют целенаправленно проявлять необходимую физическую активность.
Довольно часто в процессе воспитания педагоги допускают ряд ошибок, которые могут негативно отразиться на формировании у старших дошкольников представлений о ЗОЖ.
Основные ошибки, допускаемые педагогами при формировании у детей представлений о ЗОЖ:
- Педагог неправильно преподносит детям рекомендации по ЗОЖ, что вызывает у них отрицательные на реакции на его принятие.
- Негативный пример взрослых. Довольно часто дети наблюдают за родителями, имеющими вредные привычки, и в дальнейшем берут с них пример.
- Формы, используемые педагогом при формировании представлений о ЗОЖ, непонятны детям, соответственно они не способны понять значимость сохранения и укрепления собственного здоровья.
Таким образом, для того, чтобы организуемая педагогом работа по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста была результативна, необходимо не только соблюдать ряд условий, но и обладать рядом личностных и профессиональных качеств. В том случае, если взрослый сам имеет вредные привычки и демонстрирует их детям, то ему будет крайне затруднительно сформировать нужную эмоционально-волевую сферу.
Воспитателям, для активного формирования у старших дошкольников представлений о ЗОЖ, необходимо помнить о том, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.