Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования

Формирование экологических представлений у старших дошкольников

Экологическое образование детей играет важную роль в современном обществе. Оно необходимо для познания детьми окружающего мира, его устройства и особенностей функционирования и формирования навыков адекватного взаимодействия с природной средой.

Современная политика в образовательной сфере ориентируется на развитие у детей разных возрастных групп экологического мышления т.е. способности воспринимать окружающую среду в ее многообразии, взаимосвязи и взаимозависимости компонентов. Иными словами, экологическое мышление позволяет представить окружающий мир в виде системного процесса и иметь о нем представление естественно-научной ориентации.

Если у ребенка сформированы экологические представления об окружающем мире, то он становится способным к осознанному усвоению информации о природе и законах ее функционирования. Экологические представления выступают источником формирования познавательных, нравственных свойств личности. Они помогают в усвоении ею культурного наследия.

Формирование экологических представлений необходимо в дошкольном возрасте, по той простой причине, что они помогают развивать воображение детей, а значит и активизируют их мыслительную деятельность. Это позволяет сформировать у ребят осознанное и адекватное отношение к природе.

Старший дошкольный возраст является периодом заложения основ мировоззрения личности. Поэтому так важно формировать экологические представления в этот период. Происходит расширение представлений и знаний ребенка о мире, а затем развиваются причинно-следственные связи его устройства, пространственные представления и временные отношения, делающие возможным объединение единичных знаний и представлений о природе в целостную картину строения окружающего мира.

Существует большое количество методов развития экологических представлений. Однако, не все они имеют результативное применение. Природные объекты, процессы не всегда легко доступны для восприятия. Их связи и функции являются скрытыми, что требует применения особых методов, позволяющих раскрыть связи в природе.

«Формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В этой связи, активное применение в формировании представлений о природе и ее устройстве у дошкольников получили методы и приемы моделирования.

Модели и моделирование в экологическом воспитании старших дошкольников

Замечание 1

Модели в экологическом воспитании представляют собой графическое или предметное отображение природных объектов, процессов или явлений, позволяющих воплотить их реальные свойства и отобразить действия в природном мире.

Процесс моделирования связан с построением моделей природных процессов и явлений.

Все модели, применяемые в экологическом воспитании, делятся на три основные группы:

  1. Схематические модели. Они отражают особенности строения, пропорции, взаимосвязи между отдельными объектами природы или их структурными элементами.
  2. Предметные модели. Они являются отражением значимых параметров природных объектов, их связей и отношений посредством построения предметных макетов.
  3. Графические модели. Эти модели ориентированы на отображения некоторых признаков, связей и отношений в условной форме, в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Посредством применения моделей становится возможным раскрытие значимых черт объектов природы и закономерностей ее функционирования. Это позволяет сформировать у старших дошкольников обобщенные представления и понятия о природе и ее процессах.

Моделирование способствует сенсорному развитию детей. Оно совершенствует не только уровень восприятия природных процессов, но и помогает развить навыки выделения наиболее важных признаков природных объектов, приоритетных действий или параметров, наиболее значимых в конкретной ситуации. Таким образом, дети начинают воспринимать объекты природы в их многоплановом аспекте и характеризовать растения и животные сразу по нескольким признакам.

В старшем дошкольном возрасте, процесс моделирования реализуется по нескольким основным направлениям:

  1. Знаково-символическая деятельность, ориентированная на освоение моделей различных видов, изменение их обобщенности и системного устройства;
  2. Самостоятельное использование моделей детьми, в качестве средств познания отдельных объектов и их содержания. Например, наблюдение за ростом растений зимой и летом, функциональное назначение хвоста для различных животных и т.д.;
  3. Уточнение и расширение представлений о природе, путем построения бесед с педагогом. Модели помогают детям представить те объекты или процессы, о которых ведет рассказ педагог.

Причины необходимости применения моделирования и условия его эффективности

Применение моделирования, в качестве метода развития у старших дошкольников представлений о природе обусловлено рядом причин. Основными из них являются:

  1. Уравнивание персонального детского опыта, определение навыков детей замечать изменения природных процессов и объектов, не беря во внимание наличие у них знаний и практического опыта в данном направлении;
  2. Ликвидация временных рамок. Моделирование помогает рассмотреть изменения, которые происходят с природными объектами в быстром темпе т.е. можно проследить смену жизнедеятельности животного или растения в течение всех времен года за короткий временной промежуток;
  3. Обобщение свойств меняющегося природного объекта. Все признаки объектов природы можно рассматривать в оптимальных для изучения последовательности и сочетании.

Чтобы методика моделирования способствовала развитию представлений о природе у старших дошкольников, необходимо соблюдать некоторые условия ее эффективной реализации, в частности, модели должны:

  1. Быть простыми для построения и оперирования ими. Они должны соответствовать познавательным возможностям детей старшего дошкольного возраста.
  2. Точно и ярко отражать те свойства и отношения, которые требуется освоить.
  3. Упрощать познавательный процесс, а не затруднять его.
Замечание 2

Помимо того, необходимо четко определить место моделей в учебном процессе, ориентированном на формирование представлений о природе, применять модели в качестве элемента создания эколого-развивающей среды в дошкольном учреждение и разнообразить все виды деятельности моделированием.

Дата последнего обновления статьи: 18.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot