Формирование экологических представлений у старших дошкольников
Экологическое образование детей играет важную роль в современном обществе. Оно необходимо для познания детьми окружающего мира, его устройства и особенностей функционирования и формирования навыков адекватного взаимодействия с природной средой.
Современная политика в образовательной сфере ориентируется на развитие у детей разных возрастных групп экологического мышления т.е. способности воспринимать окружающую среду в ее многообразии, взаимосвязи и взаимозависимости компонентов. Иными словами, экологическое мышление позволяет представить окружающий мир в виде системного процесса и иметь о нем представление естественно-научной ориентации.
Если у ребенка сформированы экологические представления об окружающем мире, то он становится способным к осознанному усвоению информации о природе и законах ее функционирования. Экологические представления выступают источником формирования познавательных, нравственных свойств личности. Они помогают в усвоении ею культурного наследия.
Формирование экологических представлений необходимо в дошкольном возрасте, по той простой причине, что они помогают развивать воображение детей, а значит и активизируют их мыслительную деятельность. Это позволяет сформировать у ребят осознанное и адекватное отношение к природе.
Старший дошкольный возраст является периодом заложения основ мировоззрения личности. Поэтому так важно формировать экологические представления в этот период. Происходит расширение представлений и знаний ребенка о мире, а затем развиваются причинно-следственные связи его устройства, пространственные представления и временные отношения, делающие возможным объединение единичных знаний и представлений о природе в целостную картину строения окружающего мира.
Существует большое количество методов развития экологических представлений. Однако, не все они имеют результативное применение. Природные объекты, процессы не всегда легко доступны для восприятия. Их связи и функции являются скрытыми, что требует применения особых методов, позволяющих раскрыть связи в природе.
В этой связи, активное применение в формировании представлений о природе и ее устройстве у дошкольников получили методы и приемы моделирования.
Модели и моделирование в экологическом воспитании старших дошкольников
Модели в экологическом воспитании представляют собой графическое или предметное отображение природных объектов, процессов или явлений, позволяющих воплотить их реальные свойства и отобразить действия в природном мире.
Процесс моделирования связан с построением моделей природных процессов и явлений.
Все модели, применяемые в экологическом воспитании, делятся на три основные группы:
- Схематические модели. Они отражают особенности строения, пропорции, взаимосвязи между отдельными объектами природы или их структурными элементами.
- Предметные модели. Они являются отражением значимых параметров природных объектов, их связей и отношений посредством построения предметных макетов.
- Графические модели. Эти модели ориентированы на отображения некоторых признаков, связей и отношений в условной форме, в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Посредством применения моделей становится возможным раскрытие значимых черт объектов природы и закономерностей ее функционирования. Это позволяет сформировать у старших дошкольников обобщенные представления и понятия о природе и ее процессах.
Моделирование способствует сенсорному развитию детей. Оно совершенствует не только уровень восприятия природных процессов, но и помогает развить навыки выделения наиболее важных признаков природных объектов, приоритетных действий или параметров, наиболее значимых в конкретной ситуации. Таким образом, дети начинают воспринимать объекты природы в их многоплановом аспекте и характеризовать растения и животные сразу по нескольким признакам.
В старшем дошкольном возрасте, процесс моделирования реализуется по нескольким основным направлениям:
- Знаково-символическая деятельность, ориентированная на освоение моделей различных видов, изменение их обобщенности и системного устройства;
- Самостоятельное использование моделей детьми, в качестве средств познания отдельных объектов и их содержания. Например, наблюдение за ростом растений зимой и летом, функциональное назначение хвоста для различных животных и т.д.;
- Уточнение и расширение представлений о природе, путем построения бесед с педагогом. Модели помогают детям представить те объекты или процессы, о которых ведет рассказ педагог.
Причины необходимости применения моделирования и условия его эффективности
Применение моделирования, в качестве метода развития у старших дошкольников представлений о природе обусловлено рядом причин. Основными из них являются:
- Уравнивание персонального детского опыта, определение навыков детей замечать изменения природных процессов и объектов, не беря во внимание наличие у них знаний и практического опыта в данном направлении;
- Ликвидация временных рамок. Моделирование помогает рассмотреть изменения, которые происходят с природными объектами в быстром темпе т.е. можно проследить смену жизнедеятельности животного или растения в течение всех времен года за короткий временной промежуток;
- Обобщение свойств меняющегося природного объекта. Все признаки объектов природы можно рассматривать в оптимальных для изучения последовательности и сочетании.
Чтобы методика моделирования способствовала развитию представлений о природе у старших дошкольников, необходимо соблюдать некоторые условия ее эффективной реализации, в частности, модели должны:
- Быть простыми для построения и оперирования ими. Они должны соответствовать познавательным возможностям детей старшего дошкольного возраста.
- Точно и ярко отражать те свойства и отношения, которые требуется освоить.
- Упрощать познавательный процесс, а не затруднять его.
Помимо того, необходимо четко определить место моделей в учебном процессе, ориентированном на формирование представлений о природе, применять модели в качестве элемента создания эколого-развивающей среды в дошкольном учреждение и разнообразить все виды деятельности моделированием.