Цветовосприятие – это способность зрения воспринимать световое излучение различной длины волны, различая его по оттенкам и тонам.
В основе цветового восприятия заложены три ведущих цвета: красный, синий, зеленый. Они формируют остальные оттенки цветов, которые доступны для идентификации человеческого глаза.
Основы цветовосприятия закладываются в раннем возрасте. Сенситивным периодом формирования цветовосприятия является период двух-трех лет. В это время, требуется акцентирование внимания на изучении цветов и их оттенков.
Основы развития цветовосприятия у детей двух-трех летнего возраста
Обучение детей навыкам цветовосприятия опирается на следующие аспекты:
- Связь цвета с его предметным образом, т. е. дети не воспринимают цвет как нечто, существующее само по себе. Они связывают цвет с конкретным объектом. К примеру, в их сознании отражается, что трава зеленого цвета, а солнце желтого. При идентификации цвета, дети опираются на образ ассоциативный предмета, всплывающий в сознании.
- Зрительная ориентировка как основа формирования цветового восприятия. Цвет требует своего первоначального визуального осмотра т.е. цвет необходимо увидеть, чтобы воспринять и идентифицировать.
- Сопоставление цветового спектра путем примеривания цветов, их приложения друг к другу. Два и более цвета, находясь рядом друг с другом, дают ребенку понимания их отличий и особенностей. Сами цвета еще могут не восприниматься ребенком, но их приложение помогает в определении разности или сходности оттенков цвета.
- Связь цветовосприятия с развитием визуального внимания и слухового восприятия. Они лежат в основе формирования цветового восприятия, а оно, в свою очередь, влияет на их формирование.
- Использование приема контрастности т.е. противопоставления цветов. Чем больше контраст объектов, тем продуктивнее формируется цветовосприятие.
- Усложнение заданий. Восприятие цветов необходимо начинать с простых заданий, постепенно их усложняя, расширяя цветовой спектр.
- Выполнение действий с предметами – основа работы по формированию цветового восприятия.
- Каждый предмет должен быть окрашен в один цвет. Нельзя использовать объекты, сочетающие несколько цветов.
- Учет формы и размера объектов. Необходимо применять объекты одной формы и размера одного или разных цветов.
- Акцентирование внимания ребенка на названии цвета.
- Использование игровых форм работы. Игра – лучшее средство формирования цветового внимания и цветового восприятия.
Рисунок 1. Основы развития цветовосприятия у детей двух-трех летнего возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дидактические игры как основа развития цветовосприятия у детей двух-трех летнего возраста
В возрасте двух-трех лет происходит формирование предпосылок для усвоения детьми системы цветов и их оттенков, т. е. в этом возрасте закладываются основы цветовосприятия.
Развитию сенсорных навыков, заложению основ цветовосприятия способствует применение разнообразных дидактических игр. В качестве средства развития у детей чувства цвета, дидактические игры ориентированы на реализацию следующих действий:
- Выделение цветов предметов и их название;
- Выделение объектов определенного цвета из ряда, совокупности;
- Сравнение объектов по цвету;
- Дифференциация и группировка объектов по цветовому признаку;
- Формирование общих представлений о цвете и системы знаний и о цветах и оттенках;
- Развитие навыков точного определения цветов и их отражения в художественной и иной творческой деятельности.
Дидактические игры хороши тем, что они помогают в ускоренном темпе развивать навыки восприятия цвета и различения его оттенков.
В работе по формированию основ цветовосприятия могут быть использованы такие дидактические игры как:
- Подбор посуды. Берется кукольная посуда определенного цвета. К ней подбираются иные предметы посуды такого же цвета или контрастного цвета. К примеру, к чашкам подбираются тарелки, к тарелкам ложки и т.д.;
- Построение домиков. Используются разноцветные кубики, из которых выстраиваются домики разных цветов;
- Работа с цветной бумагой. Осуществляется вырезание фигур из бумаги разных цветов, но одинаковых форм и размеров;
- Мячики или шарики. Используются шарики нескольких цветов, с наличием повторяющихся. Воспитатель берет один мячик и просит поднять еще один такого же цвета;
- Выкладывание дорожки. Используются цветные листы бумаги или картона. Из них выкладывается дорожка одного или разных цветов;
- Определение объектов по цвету. Педагог показывает ребенку карточку с цветом и просит найти объекты или карточки с их изображением такого же цвета;
- Рассадка животных в паровозик. Рисуется паровозик, вагоны которого разного цвета. Затем, в него рассаживаются звери. Например, уточка в зеленый вагон, а курочка в красный и т.д.;
- Игры на улице. На прогулке можно осуществлять поиск цветов среди объектов окружающего мира. Дети выделяют проезжающие машины определенного цвета, скамейки, птиц и т.д.
Система упражнений по формированию цветовосприятия у детей
Как было отмечено выше, работа по развитию основ цветового восприятия носит последовательный и усложняющийся характер. Упражнения, игры, ориентированные на формирование навыков восприятия цветов, применяются в следующей последовательности:
- Выполнение операций с предметами. Это формирует цветовой образ объектов. Сначала рассматриваются только объекты двух цветов, затем трех и четырех.
- Нахождение предмета определенного цвета в множестве разноцветных. Выбирается предмет или предметы только одного цвета поочередно: сначала желтого, потом красного, потом синего, потом зеленого и т.д.
- Разделение предметов на группы по цветовому признаку. Объекты разделяются по цветам. Работа ведется на основании соблюдения принципа одинаковой формы и размера объектов.
- Разделение предметов на группы, без соблюдения принципа одинаковой формы и размера т.е. предметы могут быть разной формы и разных размеров, но объединяются в группу по цветовому признаку.