Семья – это величайшая ценность из когда-либо созданных человечеством, за всё время своего существования.
В настоящее время перед современным обществом очень остро стоит вопрос о восстановлении семейных традиций. В связи с чем, в дошкольных образовательных учреждениях ведется работа по пропаганде семейного образа жизни. Это требует от воспитателей формирования у детей правильного образа семьи.
Характеристика современной семьи с детьми дошкольного возраста
Семья представляет собой малую социально-психологическую группу, в которой члены связаны между собой родственными и брачными отношениями, общим бытом, взаимными чувствами (любовь, моральная ответственность, вазимоподдержка и т.д.).
Каждая семья по-своему уникальна и неповторима. Однако, несмотря на уникальность, семьи принято делить на типы:
- Традиционная (патриархальная) семья – это большая по количеству членов семья, имеющая несколько поколений родственников, проживающих совместно или недалеко друг от друга, в связи с чем они имеют возможность постоянно общаться и видеться друг с другом.
- Нуклеарная семья – это преобладающий тип семьи, состоящий в основном из двух поколений.
- Неполная семья – это семья, в которой отсутствует материнской или отцовское гнездо (нет матери или отца, второй родитель один воспитывает детей), либо это семья, состоящая из супругов, не имеющих детей.
- Внебрачная (материнская) семья – это семья, которая по составу схожа с неполной семьей, представлена только матерью и ребенком (детьми). Отличие от неполной семьи состоит в том, что мать состояла в браке с отцом своего ребенка (детей).
Необходимо отметить, что современные семьи значительно отличаются от семей, которые были ранее. В основном отличия заключаются в том, что практически все современные семьи основаны на взаимной любви, в прошлое уходят союзы заключаемые родителями детей с определенной целью (объединение капиталов семей, прекращение вражды и т.д.). Кроме того, как вступление, так и выход из современной семьи стал значительно проще, нежели это было ранее, когда брак заключался один раз и на всю жизнь. Даже вдовам раньше было проблематично вступать в повторные браки. Еще одним феноменом современной семьи можно назвать изменение роли отца в воспитании детей. Отец принимает активное участие в воспитании, обучении и развитии детей, в то время как ранее эта функция полностью «лежала» на матери.
Вне зависимости от типа семьи, она имеет большое значение в воспитании ребенка. Семья является тем связующим элементом, который находится между ребенком и социумом. Именно взрослые члены семьи учат ребенка взаимодействовать с окружающими, обучают его правилам поведения в обществе, выступают в качестве посредников и представителей интересов ребенка перед социальными и иными институтами.
Роль ДОУ в формировании представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста
В первые годы жизни, у ребенка формируются основные представления о семье, в которой он растет и воспитывается. Именно в этот период очень важно дать понять ребенку, что семья – это в первую очередь поддержка и опора. Формирование этого понимания осуществляется не только посредством постоянной заботы и любви к ребенку со стороны ее членов, но и посредством иных средств (чтение сказок, стихов, пение песенок и т.д. соответствующей тематики).
Для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом семьи, его необходимо привлекать к совместному выполнению работы, участию в семейных праздниках и мероприятиях и т.д. Все это поможет не только почувствовать ребенку себя частью семьи, но и сплотить между собой ее членов.
Большое значение в формировании образа семьи имеет дошкольное образовательное учреждение. При совместном сотрудничестве семьи и ДОУ, у детей дошкольного возраста формируются основные понятия и представления о семье, ее значении и роли в жизни каждого человека, дети получают знания о родственных отношениях, определяют место каждого члена семьи.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста образа семьи в рамках ДОУ, осуществляется с применением разнообразных методов, средств, приемов и форм работы. Особое значение имеют совместно организованные мероприятия, в которых принимают участие не только дети и воспитатели, но и члены семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди и т.д.). Такого плана мероприятия помогают ребенку понять всю значимость семьи, роль поддержки близких родственников.
Таким образом, для того, чтобы процесс формирования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста был эффективным, необходимо организованное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения.
Формы организации работы ДОУ по формированию образа семьи у детей старшего дошкольного возраста
Основные виды работы ДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста образа семьи можно представить следующим образом:
- Овладение воспитателями группы знаний о семьях воспитанников (анкетирование, опрос, изучение личных дел детей и т.д.). На данном этапе воспитатели беседуют с родителями воспитанников, знакомятся с членами семьи, условиями проживаниями, социальным статусом и т.д. То есть происходит сбор всей необходимой информации.
- Организация семейных проектов. Данная работа предполагает активное участие в ней родителей воспитанников. Проводятся совместные мероприятия с родителями и воспитанниками, семейные беседы, встречи и походы вне занятий. Вся работа направлена на решение следующих задач:
- -расширение представлений о семье, ее значении, усвоение знаний о членах семьи, родословной и т.д.;
- -ознакомление детей с выдающимися членами семьи (например, дедушки и бабушки, которые принимали участие в великой отечественной войне).
- Организация работы по составлению родословной каждой семьи. Для работы также привлекаются родители. Презентация родословных может быть приурочена к определенному празднику. Знакомство с родословными поможет детям старшего дошкольного возраста сформировать представление о разных типах семьей.
Таким образом, в рамках ДОУ воспитателями могут быть использованы разнообразные формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста образа семьи. Данные формы могут быть использованы как по отдельности, так и в совокупности друг с другом и иными формами воспитательной работы.