Понятие и сущность культуры межнационального общения
Общение – это процесс взаимодействия двух и более людей, направленный на согласование и объединение их усилий, с целью достижения определенного желаемого результата.
Межнациональное общение – это общение, осуществляемое между людьми, принадлежащими к разным социальным и культурным системам.
Межнациональное общение по своей характеристике несколько шире, чем межличностное взаимодействием между людьми разных социальных слоев и культур, так как его основой выступает личная заинтересованность людей в общении, в познании самих себя и других.
Культура межнационального общения – это основа духовной части жизни современного общества, а особенно культуры человеческих взаимоотношений.
Основной функцией культуры межнационального общения выступает интеграция между народами и нациями, направленная на укрепление их сотрудничества и дружбы. Немаловажной является и функция по воспитанию чувства такта и уважения по отношению к другим народностям и национальностям.
Основные критерии культуры межнационального общения:
- Признание значимости каждой культуры и национальности, равности всех людей, вне зависимости от принадлежности к ним.
- Понимание необходимости достижения баланса и гармонизации между национальными интересами.
- Осознание принадлежности к определенному народу или этносу, гордости за свою национальную культуру и историю.
- Сформированность чувства дружбы между народами и странами, единства всей «человеческой семьи».
- Любовь к малой Родине, большой Родине и всей планете Земля.
- Понимание и осознание необходимости трудиться на благо своей Родины, народа и нации.
- Стремление содействовать расширению взаимосвязей между народами и странами.
- Проявление интереса к своей культуре и культуре других народов и национальностей.
- Знание своего родного языка и языка страны, в которой проживаешь.
- Ощущение гордости за принадлежность к определенной национальности, уважительное отношение к людям другой культуры и национальности.
Таким образом, сущность культуры межнационального общения заключается в формировании у человека таких личностных качеств как дружелюбие, симпатия и уважение к людям другой национальности, этноса, культуры; понимание и принятие их особенностей, традиций и самобытности.
Методы и приемы воспитания культуры межнационального общения в младшем школьном возраст во внеучебной деятельности
В настоящее время формирование культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста приобретает все большую актуальность и значимость.
Современные младшие школьники живут в особенных условиях, характеризующихся высоко социальной тревожностью и экономической нестабильностью. Довольно часто возникающий на этой почве негатив и недовольство переносятся на межнациональные отношения.
Формирование культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста подразумевает формирование у них умения соблюдать и воспринимать установленные в обществе моральные принципы и нормы.
В основе внеучебной деятельности, направленной на формирование у детей младшего школьного возраста культуры межнационального общения заложены принципы гуманизма, равноправия, доверия и сотрудничества.
Основные направления педагогической работы по формированию культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности:
- Ознакомление детей с международными Конвенциями о правах и свободах человека, народов и наций.
- Формирование представлений о религиях и конфессиях, расах, этноса и национальностях.
- Формирование у каждого ребенка четкой гражданской и человеческой позиции, развитие нравственных чувств и сознания.
- Ознакомление с культурой, традициями и историей других народов.
- Формирование и развития высоконравственной мотивации собственного поведения и поступков в процессе взаимодействия и общения с людьми другой национальности.
Помимо ознакомления детей с информацией о других национальностях, их истории и культуры, необходимо формировать у них общее представление обо всем этом, посредством осмысления полученных знаний и их соотнесения с собственным жизненным опытом.
При организации целенаправленной педагогической работы по формированию культуры межнационального общения у учащихся младших классов в рамках внеучебной деятельности, педагогами используются разнообразные методы.
Методы формирования культуры межнационального общения – это определенные способы по формированию у детей готовности понимать и принимать других людей такими, какие они есть, быть терпимыми к их своеобразному поведению и поступкам.
Методы формирования культуры межнационального общения:
- Убеждение – подразумевает разумное и логичное доказательство необходимости толерантного поведения по отношению к другим национальностям и этносам, а также людям другой культуры и социального статуса.
- Самоубеждение – это один из методов самовоспитания, предусматривающий самостоятельное осознание детьми определенной социальной проблемы, формирования своего отношения к ней и комплекса взглядов.
- Стимулирование – подразумевает использование одобрительного отношения педагога к проявлению у детей культуры межнационального общения, в результате чего ребенок стремиться изменить свое поведение в положительную сторону.
Методика формирования культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста базируется на знании педагогом особенностей детей, отношений между ними. Кроме того, ему надо учитывать, что, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам.