Средства массовой информации (СМИ) – это совокупность социальных институтов, обеспечивающих сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.
Современный мир является веком информационных технологий. Информатизация общества ведет к наличию широких объемов информации и ее повсеместной доступности. С одной стороны, в этом есть плюс, ведь информация способствует расширению кругозора, активизации внимания на важных проблемах современности. Информацию можно использовать в процессе обучения и развития подрастающего поколения. Но с другой стороны, большие объемы нефильтрованной информации, ее легкодоступность приводят к тому, что детям становится доступна информация, предназначенная для взрослых. Она не ориентирована на детский возраст: младший и средний школьный, поскольку, в это время нравственные ориентиры деятельности оказываются недостаточно сформированными.
СМИ выступают важным средством социального развития детей младшего школьного возраста. Однако, чтобы это развитие была продуктивным, необходимо отбирать источники информации, которыми могут пользоваться. Для этого, у них необходимо сформировать избирательное отношение к СМИ.
Направления деятельности по формированию у младших школьников избирательного отношения к СМИ
Реализация воспитания, ориентированного на выработку избирательного отношения детей младшего школьного возраста к средствам массовой информации осуществляется на основании совместной деятельности учебного заведения и родителей учащихся. Ведь, именно в семье ребенок сталкивается с просмотром телевизора, чтением прессы, которую покупают и читают родители. Поэтому, родителям требуется обращать внимание на свои отношения со СМИ и формировать у ребенка вкусовые предпочтения к выбору СМИ и правильное отношение к различной информации, представленной в них.
Работа по формированию избирательного отношения к СМИ ведется по следующим направлениям:
- Просмотр научно-популярных передач и знакомство с литературой научно-популярной направленности. Это помогает привлечь внимание детей к вопросам устройства мира и его процессов, познакомить их с научными аргументами в области развития различных объектов, процессов и явлений.
- Организация просмотра научно-популярных передач, видео роликов на уроках. Педагог мотивирует, тем самым, к познанию мира и его научным аспектам существования. Важно, сделать просмотр интересным и увлекательным, чтобы у ребенка была мотивация к использованию подобной информации и развивалось положительное отношение к ней.
- Контроль деятельности ребенка в интернет-пространстве. Современные ПК и иные гаджеты обладают функциями «родительского контроля». Они позволяют ограничить доступ детей к запрещенным сайтам, нежелательной информации, а также отслеживать те сайты, которые посещает ребенок.
- Организация просмотра телевидения и чтения прессы. Важно, ограничить доступ ребенка к просмотру телепередач. Можно, приучить его смотреть полезные передачи, а также ограничить доступ к каналам, демонстрирующим насилие, жестокость, эротику и иную информацию, нецелесообразную для данной возрастной категории. Кроме того, просмотр телевизора должен занимать непродолжительный временной промежуток в течение дня. Чтобы не развивать привычку проведения времени у телевизора и просмотра всего подряд.
- Организация внеклассной работы, ориентированной на обсуждение последних новостей страны и мира, актуальных событий политической, экономической, культурной жизни страны, региона.
Этапы работы по развитию избирательного отношения к СМИ
Выработка избирательного отношения к СМИ у младших школьников осуществляется посредством организации поэтапной деятельности, направленной выявление уровня развития интереса к СМИ, проведение определенных воспитательных мероприятий и контрольную деятельность.
Избирательное отношение к СМИ формируется в течение следующих этапов:
- Диагностический этап. Он ориентирован на выявление интересов учащихся и их потребностей в конкретной информации. Для этого, актуально использовать метод анкетирования детей и родителей. Комплекс вопросов анкеты поможет выявить источники информации, которыми пользуются в семье, телепередачи, которые в ней просматриваются и интересы ребенка к конкретной информации.
- Формирование плана работы. План составляется на основании данных диагностики. В нем отражаются направления деятельности, ориентированные на коррекцию информационных источников конкретной семьи и ее взаимодействия с различными информационными ресурсами, а также формирование у младшего школьника положительного отношения к информации, представленной, в адекватной для данного возраста, форме.
- Основной этап работы. Он связан с реализацией мероприятий по развитию избирательного отношения к СМИ, выбору оптимальных источников информации для пользователей младшего школьного возраста. Как правило, обязательно проводится родительское собрание на данную тему. На нем, родители знакомятся с воздействием СМИ на развитие ребенка, их положительным и отрицательным влиянием, а также роли СМИ в жизнедеятельности родителей и их воспитании. Родителям даются рекомендации по применению СМИ и направлениям работы по выбору адекватным источников информации. Также, разрабатываются направления классной и внеклассной работы при приобщению детей к полезной информации и формированию негативного отношения к отрицательной. Могут организовываться классные часы, просмотр научно-популярных передач, организовываться игры, содержание которых содержит аспект использования информации и ее воздействия на конкретного человека и т.д.
- Заключительный этап. На нем проводится анализ проделанной работы и оценивается ее результативность. Снова проводится диагностика информационных интересов учащихся, делаются выводы об их расширении или сокращении, временном периоде просмотра телевидения и пользования Интернетом, разновидностях передач, которые смотрят дети и литературы, которую они читают и т.д.