Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушения нормального произношения, вызванные неверным слуховым восприятием и произношением звуков.
Такое отклонение в речевом развитии является следствием наличия иных речевых отклонений в развитии ребенка.
Дефекты фонематического восприятия у школьников с ФФНР
Нарушение фонематического восприятия является довольно часто наблюдаемой проблемой речи ребенка, развивающемся на стадии ее формирования. Оно возникает из-за того, что кинестические импульсы артикуляционного аппарата, которые передают звуковые импульсы в кору головного мозга имеют прерывистое действие т.е. они перестают работать полноценно, а следовательно, они не доносят всю звуковую информацию до мозга.
В результате нарушения фонематического восприятия, ребенок перестает различать те звуки речи, которые близки по звучанию. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на общем недоразвитии речевых функций организма.
Фонематическое восприятие приводит к тому, что ребенок не просто неверно произносит какие-то звуки, а переставляет их в словах, заменяет другими, что делает речь смазанной и непонятной.
ФФНР проявляется у младших школьников в следующих явлениях:
- Неразделенное произношение звуковых пар или звуковых групп. Одним и тем же звуком ребенок может заменять более одного другого звука. В этом случае, происходит искажение в артикуляционных движениях ребенка;
- Замена одних звуков на другие, которые более проще произнести. Такие отклонения вызваны нарушениями слухового восприятия. Они носят фонематический характер;
- Смешивание звуков. Ребенок коверкает произношения нескольких звуков одного слова, меняет их местами, заменяет другими. Это связано с отклонениями в работе фонематического восприятия;
- В речи ребенка отсутствует конкретный звук. Это связано со сложностью работы артикуляционного аппарата при его произношении.
В младшем школьном возрасте, речь большинства детей является устойчивой и сформированной. Однако, у некоторых школьников имеются нарушения в произношении: наблюдается замена звуков и смазанность речи. Такое отклонение именуется косноязычием.
Дефекты фонематического восприятия у детей с ФФНР требуют коррекции, которая основывается на развитии фонематического слуха. Его стабилизация и правильная работа устраняет дефекты фонематического восприятия и создает условия для развития навыков звукового анализа, который лежит в основе грамматического обучения.
Задачи коррекционной работы по устранению ФФНР на уроках русского языка
Фонематическое восприятие необходимо развивать и тренировать для развития фонематических процессов. Именно работа по развитию фонематического восприятия лежит в основе коррекционных логопедических программ и иных методик борьбы с ФФНР.
Работа по устранению дефектов фонематического недоразвития речи нацелена на достижение следующих задач:
- Отработка навыков произношения и введения в речь тех звуков, которые в ней отсутствуют или произносятся неверно.
- Развитие представлений и различий между признаками звуков акустического и артикуляционного характера.
- Постановка правильного артикуляционного произношения тех звуков, которые в речи смешиваются. Эти звуки ребенок может произносить верно, если попросить его проговорить отдельно от его нахождения в слове. Иначе происходит замена звуков другими, более простыми по артикуляции или похожими по звучанию.
- Развитие у ребенка навыков упрощенного звукового анализа, доступного для возрастного этапа развития младшего школьника.
- Развитие навыков сравнения, сопоставления и различения звуков речи.
Педагогическая технология коррекции фонематического восприятия у детей с ФФНР
Технология педагогической работы по коррекции фонематических дефектов реализуется в двух основных направлениях:
- Устранение дефектов произношения. Здесь производится постановка правильного произношения и выполняются упражнения на развитие артикуляции. Звуки, с которыми у ребенка возникают проблемы при произношении или письме (например, звук заменяется другим при написании слова) отрабатываются на установление верного слухового восприятия.
- Поэтапное обучение звуковому анализу и синтезу, на базе развития фонематических процессов организма.
Коррекционная работа является длительным и сложным процессом. Ребенок с ФФНР не сможет быстро овладеть навыками правильного произношения. Над каждым дефектом потребуется тщательно поработать.
Первоначально, необходимо обучить детей правильному и четкому звукопроизношению. Это означает, что звук должен использоваться правильно, как изолировано, так и в словах, фразах, предложениях, текстах, при устной и письменной речи. Для этих целей необходимо использовать упражнения и задания, которые помогут ребенку определять данный звук в чужой речи. К примеру, педагог может произносить несколько звуков или слов, среди которых имеется нужный, а учащиеся должны его выявить. Постепенно упражнения стоит усложнять. Можно давать учащимся прослушать несколько фраз или связный текст и выявить слова, в которых присутствует необходимый звук: запомнить их и записать.
Выполняя упражнения на отработку звукового произношения, ребенок должен освоить навыки восприятия звучания одного и того же звука в разнообразных словах, фразах и текстах. Для этого, необходимо применять разнообразные задания, в которых звук будет стоять в разных позициях слова, в сочетании с иными звуками и их разнообразием.
Упражнения усложняются и насыщаются различным материалом. Дети могут составлять слова самостоятельно с использованием конкретного звука в разных позициях слов, выделение слов из текста с расположением звука в начале или конце слова.
Последующая работа над звукопроизношением и звуковосприятием основывается на написании диктантов. Это необходимо для отработки графического образа проблемных звуков, а также расширение навыков звукового восприятия.
Далее необходимо научить детей с ФФНР выделению различных звуков в словах и их сравнению. Сравнение необходимо производить на слух. Например, педагог может произносить слова со звуками С и Ш, З и С, а учащийся должен правильно повторить произношение слов