Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование фонематических процессов у младших школьников с ФФНР на уроках русского языка

Определение 1

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушения нормального произношения, вызванные неверным слуховым восприятием и произношением звуков.

Такое отклонение в речевом развитии является следствием наличия иных речевых отклонений в развитии ребенка.

Дефекты фонематического восприятия у школьников с ФФНР

Нарушение фонематического восприятия является довольно часто наблюдаемой проблемой речи ребенка, развивающемся на стадии ее формирования. Оно возникает из-за того, что кинестические импульсы артикуляционного аппарата, которые передают звуковые импульсы в кору головного мозга имеют прерывистое действие т.е. они перестают работать полноценно, а следовательно, они не доносят всю звуковую информацию до мозга.

В результате нарушения фонематического восприятия, ребенок перестает различать те звуки речи, которые близки по звучанию. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на общем недоразвитии речевых функций организма.

Фонематическое восприятие приводит к тому, что ребенок не просто неверно произносит какие-то звуки, а переставляет их в словах, заменяет другими, что делает речь смазанной и непонятной.

ФФНР проявляется у младших школьников в следующих явлениях:

  1. Неразделенное произношение звуковых пар или звуковых групп. Одним и тем же звуком ребенок может заменять более одного другого звука. В этом случае, происходит искажение в артикуляционных движениях ребенка;
  2. Замена одних звуков на другие, которые более проще произнести. Такие отклонения вызваны нарушениями слухового восприятия. Они носят фонематический характер;
  3. Смешивание звуков. Ребенок коверкает произношения нескольких звуков одного слова, меняет их местами, заменяет другими. Это связано с отклонениями в работе фонематического восприятия;
  4. В речи ребенка отсутствует конкретный звук. Это связано со сложностью работы артикуляционного аппарата при его произношении.
«Формирование фонематических процессов у младших школьников с ФФНР на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В младшем школьном возрасте, речь большинства детей является устойчивой и сформированной. Однако, у некоторых школьников имеются нарушения в произношении: наблюдается замена звуков и смазанность речи. Такое отклонение именуется косноязычием.

Дефекты фонематического восприятия у детей с ФФНР требуют коррекции, которая основывается на развитии фонематического слуха. Его стабилизация и правильная работа устраняет дефекты фонематического восприятия и создает условия для развития навыков звукового анализа, который лежит в основе грамматического обучения.

Задачи коррекционной работы по устранению ФФНР на уроках русского языка

Фонематическое восприятие необходимо развивать и тренировать для развития фонематических процессов. Именно работа по развитию фонематического восприятия лежит в основе коррекционных логопедических программ и иных методик борьбы с ФФНР.

Работа по устранению дефектов фонематического недоразвития речи нацелена на достижение следующих задач:

  1. Отработка навыков произношения и введения в речь тех звуков, которые в ней отсутствуют или произносятся неверно.
  2. Развитие представлений и различий между признаками звуков акустического и артикуляционного характера.
  3. Постановка правильного артикуляционного произношения тех звуков, которые в речи смешиваются. Эти звуки ребенок может произносить верно, если попросить его проговорить отдельно от его нахождения в слове. Иначе происходит замена звуков другими, более простыми по артикуляции или похожими по звучанию.
  4. Развитие у ребенка навыков упрощенного звукового анализа, доступного для возрастного этапа развития младшего школьника.
  5. Развитие навыков сравнения, сопоставления и различения звуков речи.

Педагогическая технология коррекции фонематического восприятия у детей с ФФНР

Технология педагогической работы по коррекции фонематических дефектов реализуется в двух основных направлениях:

  1. Устранение дефектов произношения. Здесь производится постановка правильного произношения и выполняются упражнения на развитие артикуляции. Звуки, с которыми у ребенка возникают проблемы при произношении или письме (например, звук заменяется другим при написании слова) отрабатываются на установление верного слухового восприятия.
  2. Поэтапное обучение звуковому анализу и синтезу, на базе развития фонематических процессов организма.
Замечание 1

Коррекционная работа является длительным и сложным процессом. Ребенок с ФФНР не сможет быстро овладеть навыками правильного произношения. Над каждым дефектом потребуется тщательно поработать.

Первоначально, необходимо обучить детей правильному и четкому звукопроизношению. Это означает, что звук должен использоваться правильно, как изолировано, так и в словах, фразах, предложениях, текстах, при устной и письменной речи. Для этих целей необходимо использовать упражнения и задания, которые помогут ребенку определять данный звук в чужой речи. К примеру, педагог может произносить несколько звуков или слов, среди которых имеется нужный, а учащиеся должны его выявить. Постепенно упражнения стоит усложнять. Можно давать учащимся прослушать несколько фраз или связный текст и выявить слова, в которых присутствует необходимый звук: запомнить их и записать.

Выполняя упражнения на отработку звукового произношения, ребенок должен освоить навыки восприятия звучания одного и того же звука в разнообразных словах, фразах и текстах. Для этого, необходимо применять разнообразные задания, в которых звук будет стоять в разных позициях слова, в сочетании с иными звуками и их разнообразием.

Упражнения усложняются и насыщаются различным материалом. Дети могут составлять слова самостоятельно с использованием конкретного звука в разных позициях слов, выделение слов из текста с расположением звука в начале или конце слова.

Последующая работа над звукопроизношением и звуковосприятием основывается на написании диктантов. Это необходимо для отработки графического образа проблемных звуков, а также расширение навыков звукового восприятия.

Далее необходимо научить детей с ФФНР выделению различных звуков в словах и их сравнению. Сравнение необходимо производить на слух. Например, педагог может произносить слова со звуками С и Ш, З и С, а учащийся должен правильно повторить произношение слов

Дата последнего обновления статьи: 02.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot