Сущность понятия «эстетическая культура»
Эстетическая культура – это структура чувственно-интеллектуальных способностей человека и его представлений об эстетическом идеале, а также реальные предметы и формы поведения, которые были созданы человеком в соответствии с законами красоты.
Главной функцией современной школы является формирование гармоничной разносторонне развитой личности. Эстетическая культура в этом процессе занимается значительное место. Отношение к миру в плане эстетики формируется у человека на протяжении всей его жизни.
Анализ педагогической, психологической и философской литературы указывает на то, что ключевое средство в формировании эстетической культуры – искусство. Формирование основ эстетической культуры в школе происходит на уроках труда, изобразительного искусства, музыки, несмотря на то, что в учебных планах этим предметам уделяется мало часов.
Эстетика – это часть философии, учение о прекрасном искусстве, о всеобщих законах искусства, эстетического воспитания и художественного творчества человека.
Эстетическая культура является важной частью духовного облика человека. Она выступает как показатель уровня эстетического воспитания и развития, то есть становления внутренних сил человека.
Эстетическая культура младших школьников предполагает симбиоз эстетических навыков, знаний, чувств, убеждений и социальных норм. К характерным функциям эстетической культуры относят:
- информационно-познавательную, реализуемую в знаниях человека;
- ценностно-ориентационную, реализуемую убеждениями, ценностями, направленностью эстетических оценок, взглядов и вкусов;
- деятельно-волевую, реализуемую эстетическими способностями, определяющими социально-творческую направленность эстетической культуры;
- коммуникативно-регулятивную, которая проявляется эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности.
В соответствии с современными представлениями ученых, эстетическая культура является неотъемлемой частью всеобщей культуры. Она представляет не только совокупность усвоенных ценностей в качестве результата предшествующей созидательной деятельности, но и сам процесс созидания, усвоения и потребления, а также распространения эстетических ценностей.
Особенности формирования эстетической культуры в рамках компетентностного подхода
Компетенция – это особый результат образования, который выражается готовностью ученика использовать внутренние и внешние ресурсы, систему полученных знаний, умений и способов деятельности, чтобы осуществлять эффективную деятельность.
Компетенция, как интегративное свойство, состоит из не только из когнитивной и операционально-технологической, но и мотивационной, этической, социальной и поведенческой составляющих, но также определяет систему ценностных ориентаций и убеждений личности.
Общекультурные компетенции могут формироваться несколькими способами.
Во-первых, общекультурные компетенции предполагают:
- возможность ориентироваться в пространстве культуры, постигать общекультурный опыт при изучении форм общественного сознания – науки, искусства, нравственности и права;
- готовность принимать участие в позитивном межкультурном общении, сотрудничестве и сотворчестве;
- использование культурных эталонов в качестве критерия оценки в процессе решения проблем познавательного, мировоззренческого и жизненного характера.
Ценностно-смысловая направленность формирования общекультурных компетенций максимально полно реализуется посредством включения в художественно-творческие, культурно-досуговые, эстетико-познавательные типы деятельности, в процессе которых дети постигают традиции национальной и общечеловеческой культуры, осваивают нравственно-эстетические эталоны, формируется эстетическая культура личности ребенка.
Эстетическая культура личности ребенка выражается способностью эмоционального восприятия, оценки и осознания явлений жизни и искусства, а также преобразования природы, окружающего мира человека в соответствии с законами красоты.
Воспитания эстетических чувств, идеалов, вкусов и оценок вместе с усвоением знаний, с давних времен представляет мощный фактор развития личностного мировоззрения, способствующего его гармоничному эстетическому мировосприятию, нравственному и творческому совершенствования и полноценной самореализации.
Эстетическая компетентность проявляется практической способностью к художественному творчеству в различных сферах искусства: музыкального, изобразительного, хореографического, декоративно-прикладного, а также в полихудожественной деятельности.
Но этим компетентность не ограничивается. Принципиально значимая роль в формировании эстетической культуры принадлежит эстетическому опыту, основанному на сложнейших глубинных психологических процессах, которые проявляются в системе эстетических отношений личности к окружающей природной среде, в соответствии с законами гармонии, выразительности и индивидуальности.
Эстетическое познание окружающего мира и способность дать художественно-эстетическую оценку изучаемым явлениям помогает сформировать способность личности к герменевтическому анализу бытия, способствуя развитию навыков смыслового и семантического анализа всего окружающего человека.
Компетентности представляют собой меру освоения компетенций, и состоят из знаний, умений, навыков и опыта. Компетентности представляют собой культурное личностное новообразование, то есть структуру, включающую ценности, убеждения, мотивы, знания, привычные и знакомые действия, дорастающие до полноценных деятельностей.
Иными словами, компетентностный подход имеет интегративную природу. Он многофункционален, так как овладение компетенциями помогает решать разнообразные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной областях жизни, особенно актуальны компетенции для процесса формирования эстетической культуры младших школьников.