Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Физиологические основы речи дошкольников в трудах Г.М. Ляминой

Определение 1

Развитие речи – это процесс последовательного формирования всех сторон речи и навыков коммуникации.

Развитие речи тесно связано с психическими процессами организма и обусловлено физиологическими параметрами развития ребенка. Речевой аппарат формируется в определенном возрасте и обусловлен анатомическими параметрами развития организма.

Развитие речи, теоретическое обоснование ее становление и определение методов практического воздействия на речевое развитие ребенка являются важными вопросами исследования дошкольной педагогики.

Одним из советских ученых-педагогов - Г.М. Ляминой были проведены исследования физиологических основ речевого развития детей раннего и дошкольного возраста. Она изучала вопросы речевого развития детей раннего возраста и его влияния на становление многих психических функций организма.

Рассмотрим основы развития речи дошкольников, описанные в трудах Г.М. Ляминой.

Развитие звукового произношения детей

Развитие звукового восприятия речи начинает свое становление и закрепляется в раннем возрасте. К полуторогодовалому возрасту ребенок оказывается способен улавливать ритм речи говорящего, реагировать на нее, замечать интонацию произношения и понимать ее значение.

Звуковое восприятие лежит в основе формирования звукового произношения. Оно будет несовершенным в раннем возрасте, поскольку речевой аппарат находится на начальной стадии своего развития.

В развитии звукового произношения детей можно выделить следующие этапы:

  1. Воспроизведение слогов в двусложных словах к полутора годам.
  2. Навыки воспроизведения слов со сходным звучанием формируются ближе к трехлетнему возрасту.
  3. Пропуски, замены звуков, их смягчение и уподобление на третьем и четвертом году развития ребенка.
  4. Развитие правильного произношения свистящих и шипящих звуков на четвертом году жизни.
  5. Неустойчивость звукового произношения сохраняется до пяти-шести летнего возраста.
«Физиологические основы речи дошкольников в трудах Г.М. Ляминой» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Следует отметить, что активный словарь ребенка формируется постепенно и расширяется на каждом возрастном этапе развития. В годовалом возрасте словарный запас составляет около 10-12 слов. К двухлетнему возрасту словарь расширяется до 200-300 слов, а к трем годам составляет 1500. К концу дошкольного возраста словарный запас ребенка достигает 5000 слов.

Развитие навыков общения дошкольников

Общение ребенка начинает формироваться в период становления речевого аппарата – в двух летнем возрасте. Ребенок владеет отдельными словами. Многие дети могут строить из них полноценные словосочетания и предложения и используют их в качестве средства взаимодействия со взрослыми, привлечения их внимания.

Общение активно развивается в период дошкольного возраста. Использование языковых средств в качестве основы взаимодействия со сверстниками начинается после трех лет и совершенствуется в течение всего дошкольного этапа развития.

На пятом году жизни начинается активное взаимообщение дошкольников.

Активное развитие общения сопряжено с сензитивным развитием речи, приходящемся на период от двух до пяти лет.

Физические предпосылки развития речевого произношения

Предпосылками развития речи ребенка выступают биологические основы становления речевого аппарата и речевых функций.

Развитие навыков произношения членораздельных звуков связано с развитие артикуляционного аппарата. Физиология человека устроена так, что физическая активность губ и языка обуславливает рост физической активности речевого аппарат и совершенствует навыки звукового произношения за счет активной пульсации голосовых связок гортани и произношения разных гласных.

Речевое развитие ребенка обусловлено следующими психофизическими системами организма:

  1. Периферические органы. Они включают в себя голосовой аппарат и органы слуха, формирующие фонематическое восприятие ребенка.
  2. Центральные органы. Это структуры головного мозга, отвечающие за развитие и функционирование речевого аппарата.

Периферические органы составляют основу физиологического становления речевых процессов организма. Голосовой аппарат состоит из гортани, носовой и ротовой полостей, органов дыхания. Их функционирование определяет специфику произношения отдельных звуков и их восприятие.

Органы дыхания ориентированы на создание звуковой волны, реализуемой за счет попадания потока воздуха на связки гортани и обеспечения их вибрации. Дыхание реализуется за счет легких и их мышц. Если дыхание реализуется неверно, имеются нарушения в работе легких, то это может стать причиной нарушения произношения отдельных звуков.

Произношение звуков осуществляется после формирования навыков их восприятия. Для этого используется слуховой аппарат организма. Слуховые органы человеческого организма имеют специализированные речевые центры. Именно они дают возможности восприятия речи на слух, различения разных звуков и речевых конструкций, а также, позволяют слышать собственную речь.

Следует обратить внимание на то, что речевой аппарат и его функционирование координируется центральной нервной системой. Слуховая зона и ее работа координируется корой головного мозга, а именно - центром, который именуется Вернике. Он имеется только у людей и обеспечивает полноценное звуковое восприятие.

В левом полушарии головного мозга располагается Центр Брока, отвечающий за движение артикуляционных органов и работу голосового аппарата.

Вся речевая работа координируется головным мозгом и его отдельными участками, составляющими компонентами.

В основе физиологического развития речи ребенка лежат мозговые центры, которые управляют речевыми процессами и составляют основу полноценного функционирования речевого аппарата. Нарушения в работе этих центров приводит к разнообразным речевым патологиям.

Дата последнего обновления статьи: 20.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot