Педагог Жан-Жак Руссо
Жан-Жак Руссо был одним из самых ярких и блестящих писателей и публицистов из всех просветителей XVIII века. Он всегда вызывал к себе неоднозначное отношение, и был объявлен бунтарем и смутьяном, отрицающим устои общества, но вместе с тем, он – великий гуманист и педагог.
Жан-Жак Руссо появился на свет в Женеве в семье часовщика. Он рано остался без матери, и отец уделял мало времени его воспитанию и обучению. В юности поведение Руссо не было порядочным, его несколько раз уличали в мелком воровстве и мошенничестве. Но позже Руссо занялся самообразованием, его увлекло чтение.
Руссо критиковал многие предрассудки, пороки и социальную несправедливость, порождаемые феодальным строем. Он резко высказывался о современном ему воспитании, подавляющем личность ребенка, не учитывающем возрастные и индивидуальные особенности детей, не говоря о потребностях их жизни. Руссо – основоположник теории естественного, свободного воспитания, соответствующего законам физического, умственного и нравственного развития детей.
Свои педагогические взгляды Руссо изложил в своем труде «Эмиль, или о воспитании», в которой он предпринял попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка и задачи, которые должны быть решены на каждом этапе, методы и содержание воспитания и обучения детей. Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, а также глубокой любовью к ребенку, заботой о его разностороннем развитии.
Нельзя забывать о достаточно важных отправных точках размышлений Руссо:
- во-первых, он жил в XVIII веке и его рассуждения для того периода были новыми и смелыми;
- во-вторых, он в своих воспитательных романах не говорил, что женщине нужно учиться другим наукам, помимо необходимых в повседневной жизни и в быту;
- в-третьих, в своих работах он говорил о женственной божественной мудрости и воспитании, а не об обучении женщины.
Воспитание женщины в педагогике Руссо
Позитивная роль женщины базируется на том, что обладая иной чувственной природой, по сравнению с мужчинами, женщины имеют способности нравится мужчинам, вызывать к них лучшие человеческие чувства – любовь, забота, сострадание.
Мужские качества нельзя прививать женщине, а мальчикам – женские. Мужчину и женщину создала природа и не нужно их перекраивать. В понимании Ж.-Ж. Руссо назначение женщины резко отличается от назначения мужчины. Она должна воспитываться для дома. Удел женщины в его представлениях – приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений и даже собственной религии, полное растворение в чужой воле. Руссо считал естественным состоянием женщины зависимость, так как и сами женщины чувствуют себя созданными для повиновения, что никакие серьезные умственные занятия женщине не нужны. Резкое противоречие в содержании воспитания женщины и мужчины у Руссо объясняется просто – он видел идеал семьи в семьях ремесленников или мелких буржуа. Такие рассуждения Руссо вполне соответствовали его мелкобуржуазной природе и являются реакционными.
С позицией Жан-Жака Руссо трудно не согласиться, ибо девочки действительно должны воспитываться как будущие женщины. Однако путь становления женщины в теории женского воспитания Руссо базируется на патриархальных позициях, так как несмотря на признание положительной роли женской чувственности в культуре и постановку вопроса о женском воспитании, он был противником женской эмансипации.
Жан-Жак Руссо считал, что форма самоконтроля, использующая разум, практически недоступна женщинам, которые, по мнению Руссо, вынуждены на протяжении всей жизни обращаться к услугам ментора-наставника, функция которого отдана мужчине. Сначала таким мужчиной является отец девочки, а позже – ее муж. Чтобы остаться так называемой «естественной женщиной» и сохранять свою чувственность от влияния вредных явлений, женщине необходимо в процессе социализации перейти из дома своих родителей в другой, то есть дом своего супруга, в котором ее нравственное и интеллектуальное воспитание, которое начали родители, будет продолжать муж-воспитатель.
Иными словами, Руссо выстраивал концепцию естественного женского воспитания в качестве теории надзорного воспитания, к основным условиям которого можно отнести:
- домашнее воспитание, предполагающее сокращение до минимума контактов с внешним миром и обществом, выраженное слоганом «в семье, а не в светском обществе, в провинции, а не в Париже»;
- воспитание женщины для роли материнства;
- непрерывное воспитание, в процессе которого функция отца-воспитателя после замужества должен выполнять ее муж.
Ж.-Ж. Руссо считал, что благодаря системе надзорного воспитания, женщина может естественными путями проявлять свою чувственную природу, то есть свою сексуальность, делая ее максимально общественно полезной:
- В юном возрасте все естественные проявления женской чувственности должны доставлять радость ее родителям.
- После замужества, молодая жена превращается в желанную возлюбленную и приятную собеседницу для своего мужа-воспитателя.
- После того, как женщина осваивает новую для себя роль – роль матери, а Руссо рассматривал материнские чувства в качестве основного способа выражать женскую сексуальность, ее чувственность должна приносить максимальную общественную пользу в дело рационального воспитания детей.
Подводя итог характеристике принципов воспитания женщины Руссо, можно сказать, что в некотором смысле творителем женской чувственности выступает рациональный контроль со стороны мужчины, а единственной возможной областью реализации женской субъективность – патриархальный уклад внутри семьи.