Что такое ФЭМП?
Формирование элементарных математических представлений – это процесс целенаправленной передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности.
Методика формирования элементарных математических представлений базируется на разработанных в дошкольной педагогике задачах, принципах, условиях, содержании, средствах, методах, формах умственного воспитания, обучения и развития молодого поколения.
Период дошкольного детства – это период оптимальный для умственного воспитания и развития детей. Дети в этом возрасте не только познают внешние и наглядные свойства предметов и явлений, но и могут усваивать представления, касающиеся общих связей, лежащих в основе массы природных явлений, социальной жизни, овладевать способами анализировать и решать разнообразные задачи.
Основной особенностью умственного развития детей-дошкольников выступает преобладание образных форм познания, включая восприятие, образное мышление и воображение.
Познавательные процессы могут проявляться в разных типах деятельности.
Умственное воспитание идет посредством усвоения молодым поколением многовекового человеческого опыта, который запечатлен в материальной и духовной культуре. Основная функция умственного воспитания – формировать познавательную деятельность, такую деятельность, в процессе которой дети познают окружающий мир, посредством игры, занятий, труда, общения со взрослыми и сверстниками.
Восприятие помогает ребенку познать внешние свойства предметов и их совокупность, отражением этих свойств в мозге формирует образ предмета. Мышление позволяет ребенку постигать внутренние, скрытые свойства, связи предметов и явлений. Результаты мышления выражаются словами.
Восприятие и мышление тесно взаимосвязаны. Формирование восприятия идет в первые месяцы жизни ребенка, а мышление начинает формироваться в возрасте двух лет. Основа развития мышления – восприятие, предоставляющее чувственный опыт. Мышление оказывает положительное воздействие на развитие и совершенствование восприятия, что усиливает его целенаправленность и продуктивность.
Познание мира начинается восприятием и ощущением. Первым источником знаний о мире выступают ощущения. Посредством ощущений дети могут познавать отдельные признаки и свойства предметов. Более сложный познавательный процесс – восприятие, которым обеспечивается отражение практически всех признаков предмета.
В первые годы жизни у детей идет формирование предпосылок сенсорных эталонов. В дошкольном детстве дети используют предметные эталоны: образы свойств предметов соотносит с конкретным предметом. Например, зеленый цвет определяет листиком, а круг определяет в качестве солнца.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Математическое развитие ребенка предполагает не только умение считать и решать арифметические задачи, но и развивает способность видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками и символами. Математическое развитие – длительный и весьма трудоемкий процесс для дошкольника, так как формирование основных приемов логического познания предполагает не только высокую активность умственной деятельности, но и обобщение знаний, касающихся общих и существенных признаков предметов и явлений действительности.
Математическое развитие протекает во всех структурных элементах педагогической деятельности:
- совместной деятельности взрослого и детей;
- самостоятельной деятельности детей;
- индивидуальной работе с детьми и кружковой работы.
Это дает возможность детям анализировать, сравнивать, обобщать. Элементарные математические представления формируются у дошкольников на занятиях и вне их, дома и в детском саду.
Занятия – основная форма развития элементарных математических представлений у дошкольников. Именно они играют ведущую роль при решении задач общего умственного и математического развития ребенка. На занятиях осуществляются образовательные, воспитательные и развивающие задачи, математические представления формируются и развиваются в определенной системе.
Занятия, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей выстраиваются, учитывая общедидактические принципы: научность, системность, последовательность, доступность, наглядность, связь с жизнью, индивидуальный подход к детям и пр.
Формы организации занятий разнообразны. Вместе с традиционным занятием, в котором знакомят детей с новым материалом и способами обследовательской, счетной, измерительной, вычислительной и поисковой деятельности, а также нетрадиционные занятия – игры-занятия, беседы, путешествия, проблемно-поисковые ситуации, инсценировки и игротеки.
Особая роль отведена дидактическим играм. Они помогают уточнить и закрепить представления детей о числах, отношениях между ними, геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры помогают укреплять внимательность, наблюдательность, память, речь и мышление.
Важная роль в развитии познавательного интереса дошкольника к математике отведена специально организованной педагогами деятельности. Большой интерес вызывают нетрадиционные занятия по мотивам сказок, игры-путешествия, расследования, эксперименты, экскурсии, викторины, сюжетно-ролевые игры, КВН, поле-чудес и пр.
Нетрадиционные формы занятий
Нетрадиционными формами занятий являются:
- занятия-соревнования строятся как соревнования между детьми;
- театрализованные занятия предполагают постановку микросценок, которые несут познавательную информацию детям;
- занятия-консультации – дети учатся по горизонтали, то есть консультируются у других детей;
- занятия-взаимообучения – дети-консультанты обучают других детей;
- занятия-аукционы – проводят как научную игру;
- занятия-сомнения – идет поиск истины;
- бинарные занятия – дети составляют творческие рассказы, основанные на использовании двух предметов, от смены положения которых изменяется сюжет и содержание рассказа;
- занятия-концерты – отдельные концертные номера несут познавательную информацию;
- занятия-диалоги – проводят по типу бесед, но тематику выбирают актуальную и интересную;
- занятия «следствие ведут знатоки» - идет работа со схемами, в занятиях присутствует детективная сюжетная линия.