Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Eye tracking – актуальность в работе с детьми с диагнозом ДЦП

Определение 1

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание, проявляющееся в нарушении работы двигательного аппарата, возникшем в результате поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития.

Движения при ДЦП сильно нарушены. Ребенок оказывается неспособным к совершению разнообразных двигательных операций. Обычная ходьба и поддержание тела в вертикальном состоянии оказываются затрудненными. Степень проявления ДЦП и иных сопутствующих отклонений (интеллектуальных нарушений, дефектов речи, синдромов эпилепсии) бывает различной. Легкая форма заболевания позволяет ребенку нормально жить и развиваться, однако, для этого необходимо использование специальных коррекционных технологий, которые облегчают процессы речевого развития ребенка, его социальную адаптацию и корректируют иные нарушения. Одной из таких технологий является технология «Eye tracking».

Сущность технологии «Eye tracking»

Определение 2

Технология Eye tracking – это современная информационная технология, основанная на принципе управления компьютерной техникой при помощи взгляда.

Eye-tracker (ай-трекер) – это прибор, который улавливает направление и динамику взгляда человека на определенную поверхность.

Как правило, ай трекер встраивается в компьютерную технику, чтобы отслеживать, в какую часть экрана ПК человек смотрит чаще всего, частоту фокусировки его взгляда и его перемещение по поверхности. Это позволяет создать систему общения и организовать специальное обучение для детей с диагнозом ДЦП.

Это особенно актуально для детей, имеющих сильную степень тяжести заболевания: нарушенная речь, двигательная дезактивность. Даже если ребенок оказывается неспособным совершать движения головой, он может сфокусировать свой взгляд на мониторе в течение краткого промежутка времени и перевести его.

«Eye tracking – актуальность в работе с детьми с диагнозом ДЦП» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Частота нарушений зрения у детей с ДЦП. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Частота нарушений зрения у детей с ДЦП. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Работа прибора Eye-tracker сводится к следующему:

  1. Отслеживание взгляда пользования с трех пространственных точек. Наблюдение с разных точек позволяет точно выявить направление взгляда пользователя, даже, если у него имеются проблемы с подвижностью зрачков, наблюдается косоглазие или он носит очки;
  2. Фокусировка взгляда человека на одной точке монитора в течение определенного времени(оно устанавливается в настройках программы) воспринимается ай-трекером в качестве клика т.е. команды к действию;
  3. Размещение на мониторе разнообразных команд, позволяет их активизировать при запросе и реализовать общение пользователя с другими. Как правило, используется только две команды : «Да и «Нет»;
  4. Технология Еye tracking позволяет диагностировать развитость интеллекта ребенка с ДЦП и использовать коррекционные программы обучения для его полноценного развития.

Благодаря данной технологии открываются возможности построения общения и социального взаимодействия, системы воспитательной и образовательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в физическом и умственном развитии: двигательные и речевые нарушения.

Дети с ДЦП по-разному развиваются при применении данной технологии. Кто-то может полноценно развиваться, а у кого-то интеллект и внутренняя речь, память и внимание очень сложно развиваются. Но использование технологии Еye tracking позволяет совершить продвижение в развитии, практически у любого ребенка с ДЦП, независимо от степени ее тяжести и особенностей протекания.

Этапы работы с Еye tracking

Упражнения на развитие у ребенка навыков управления ПК, посредством ай-трекера, реализуются по специальной методике, которая включает в себя шесть этапов:

  1. Привлечение внимания ребенка к экрану ПК. Для того, чтобы ребенку было интересно, используются специальные развлекательные упражнения: на экране появляются яркие картинки, веселые персонажи, действиями которых ребенок может управлять взглядом. Главное, дать ему понять, что это именно он заставляет совершать героев определенные движения, концентрируя на них свое внимание.
  2. Развитие навыков реагирования. В зависимости от того, в какое место экрана ребенок направляет свой взгляд, его фокусировки, происходит совершение какого-то действия. Так происходит обучение новым словам и фразам: педагог или родитель использует определенные слова – команды, в зависимости от направления взгляда ребенка. Это позволяет развить реакцию ребенка, научить его управлять взглядом, познакомит с разными объектами: животными, растениями и т.д.
  3. Исследование экрана. Ребенок осуществляет исследование монитора ПК, посредством своего взгляда. Это вызывает определенную реакцию программы: появление новых объектов, изменение цвета, движения.
  4. Развитие понимания цели деятельности. Постепенно, ребенок улавливает, что своим взглядом он может совершать определенные действия с объектами на экране, может строить систему коммуникативного общения. На данной стадии происходит выбор ребенком того, что он хочет сказать или действия, которое желанно ему для построения общения и т.д.
  5. Развитие навыков выбора. Посредством управления взглядом, ребенок выбирает слова на экране, которые он хочет сказать, т.е. делает выбор содержания своего общения.
  6. Укрепление навыков контроля и управления. На данной стадии осуществляется закрепление навыков управления ПК и его использования для полноценного общения.

Проблемы использования технологии Еye tracking

Применение ай-трекера не является панацеей. Практическое применение устройства при работе с детьми, страдающими ДЦП, сталкивается с рядом проблем. К ним относятся:

  1. Необходимость обучения ребенка навыкам управления взглядом, его фокусировки. Ребенок не сможет полноценно общаться в сети, взаимодействовать с педагогом при обучении, если он не научится управлять взглядом. Для этого требуется предварительная тренировка на специальных программных тренажерах. Они простые для восприятия детьми с ДЦП. Однако, не всегда обучение проходит гладко. Все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка и степени тяжести его заболевания.
  2. Длительная и трудоемкая терапия. Работа с ай-трекером требует выдержки и терпения взрослого, больших временных ресурсов и желания достичь цели.
  3. Большая стоимость прибора и редкость его применения. Данный прибор не могут позволить себе все семьи, у которых дети страдают ДЦП. Специальные образовательные заведения до сих пор редко применяют данное оборудование. Также, отсутствуют специалисты по работе с ним в образовательном и реабилитационном процессе.
Дата последнего обновления статьи: 04.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot