Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание, проявляющееся в нарушении работы двигательного аппарата, возникшем в результате поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития.
Движения при ДЦП сильно нарушены. Ребенок оказывается неспособным к совершению разнообразных двигательных операций. Обычная ходьба и поддержание тела в вертикальном состоянии оказываются затрудненными. Степень проявления ДЦП и иных сопутствующих отклонений (интеллектуальных нарушений, дефектов речи, синдромов эпилепсии) бывает различной. Легкая форма заболевания позволяет ребенку нормально жить и развиваться, однако, для этого необходимо использование специальных коррекционных технологий, которые облегчают процессы речевого развития ребенка, его социальную адаптацию и корректируют иные нарушения. Одной из таких технологий является технология «Eye tracking».
Сущность технологии «Eye tracking»
Технология Eye tracking – это современная информационная технология, основанная на принципе управления компьютерной техникой при помощи взгляда.
Eye-tracker (ай-трекер) – это прибор, который улавливает направление и динамику взгляда человека на определенную поверхность.
Как правило, ай трекер встраивается в компьютерную технику, чтобы отслеживать, в какую часть экрана ПК человек смотрит чаще всего, частоту фокусировки его взгляда и его перемещение по поверхности. Это позволяет создать систему общения и организовать специальное обучение для детей с диагнозом ДЦП.
Это особенно актуально для детей, имеющих сильную степень тяжести заболевания: нарушенная речь, двигательная дезактивность. Даже если ребенок оказывается неспособным совершать движения головой, он может сфокусировать свой взгляд на мониторе в течение краткого промежутка времени и перевести его.
Рисунок 1. Частота нарушений зрения у детей с ДЦП. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Работа прибора Eye-tracker сводится к следующему:
- Отслеживание взгляда пользования с трех пространственных точек. Наблюдение с разных точек позволяет точно выявить направление взгляда пользователя, даже, если у него имеются проблемы с подвижностью зрачков, наблюдается косоглазие или он носит очки;
- Фокусировка взгляда человека на одной точке монитора в течение определенного времени(оно устанавливается в настройках программы) воспринимается ай-трекером в качестве клика т.е. команды к действию;
- Размещение на мониторе разнообразных команд, позволяет их активизировать при запросе и реализовать общение пользователя с другими. Как правило, используется только две команды : «Да и «Нет»;
- Технология Еye tracking позволяет диагностировать развитость интеллекта ребенка с ДЦП и использовать коррекционные программы обучения для его полноценного развития.
Благодаря данной технологии открываются возможности построения общения и социального взаимодействия, системы воспитательной и образовательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в физическом и умственном развитии: двигательные и речевые нарушения.
Дети с ДЦП по-разному развиваются при применении данной технологии. Кто-то может полноценно развиваться, а у кого-то интеллект и внутренняя речь, память и внимание очень сложно развиваются. Но использование технологии Еye tracking позволяет совершить продвижение в развитии, практически у любого ребенка с ДЦП, независимо от степени ее тяжести и особенностей протекания.
Этапы работы с Еye tracking
Упражнения на развитие у ребенка навыков управления ПК, посредством ай-трекера, реализуются по специальной методике, которая включает в себя шесть этапов:
- Привлечение внимания ребенка к экрану ПК. Для того, чтобы ребенку было интересно, используются специальные развлекательные упражнения: на экране появляются яркие картинки, веселые персонажи, действиями которых ребенок может управлять взглядом. Главное, дать ему понять, что это именно он заставляет совершать героев определенные движения, концентрируя на них свое внимание.
- Развитие навыков реагирования. В зависимости от того, в какое место экрана ребенок направляет свой взгляд, его фокусировки, происходит совершение какого-то действия. Так происходит обучение новым словам и фразам: педагог или родитель использует определенные слова – команды, в зависимости от направления взгляда ребенка. Это позволяет развить реакцию ребенка, научить его управлять взглядом, познакомит с разными объектами: животными, растениями и т.д.
- Исследование экрана. Ребенок осуществляет исследование монитора ПК, посредством своего взгляда. Это вызывает определенную реакцию программы: появление новых объектов, изменение цвета, движения.
- Развитие понимания цели деятельности. Постепенно, ребенок улавливает, что своим взглядом он может совершать определенные действия с объектами на экране, может строить систему коммуникативного общения. На данной стадии происходит выбор ребенком того, что он хочет сказать или действия, которое желанно ему для построения общения и т.д.
- Развитие навыков выбора. Посредством управления взглядом, ребенок выбирает слова на экране, которые он хочет сказать, т.е. делает выбор содержания своего общения.
- Укрепление навыков контроля и управления. На данной стадии осуществляется закрепление навыков управления ПК и его использования для полноценного общения.
Проблемы использования технологии Еye tracking
Применение ай-трекера не является панацеей. Практическое применение устройства при работе с детьми, страдающими ДЦП, сталкивается с рядом проблем. К ним относятся:
- Необходимость обучения ребенка навыкам управления взглядом, его фокусировки. Ребенок не сможет полноценно общаться в сети, взаимодействовать с педагогом при обучении, если он не научится управлять взглядом. Для этого требуется предварительная тренировка на специальных программных тренажерах. Они простые для восприятия детьми с ДЦП. Однако, не всегда обучение проходит гладко. Все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка и степени тяжести его заболевания.
- Длительная и трудоемкая терапия. Работа с ай-трекером требует выдержки и терпения взрослого, больших временных ресурсов и желания достичь цели.
- Большая стоимость прибора и редкость его применения. Данный прибор не могут позволить себе все семьи, у которых дети страдают ДЦП. Специальные образовательные заведения до сих пор редко применяют данное оборудование. Также, отсутствуют специалисты по работе с ним в образовательном и реабилитационном процессе.