Этнические традиции – это сложившиеся на основании прошлой практической жизнедеятельности определенного этноса нормы, правила, действия и стереотипы поведения, соблюдение которых является общественной потребностью каждого индивида данной этнической общности.
Необходимость включения этнокультурных традиций в системы воспитания
В настоящее время весьма актуальным является воспитание подрастающего поколения на основании этнокультурных традиций. Значимость такого стиля воспитания заключается в том, что ребенку с детства прививают этническое самосознание, интерес к национальным традициям и культуре своего народа. Это способствует не только воспитанию любви к малой Родине, но всестороннему развитию личности ребенка.
Этническая культура, в рамках которой осуществляется воспитательный процесс, оказывает определенное влияние на становление и развитие личности ребенка.
Первой ступенью, которая формирует у детей этнокультурные ценности, является дошкольное образовательное учреждение. Именно в ДОУ у детей происходит закладка фундамента представлений о добре и зле, чести и справедливости, формируется толерантность, гражданская позиция и любовь к Отчизне.
Использование этнокультурных традиций в воспитании детей дошкольного возраста, направлено на решение следующего комплекса задач:
- Воспитание у детей привязанности и любви к своей семье, родному дому, селу, городу, детскому саду и т.д.
- Формирование бережного отношения к окружающей природе, животным, птицам, растениям и т.д.
- Воспитание уважительного отношения к труду других людей, понимание его значимости для общества и страны.
- Формирование устойчивого интереса к национальным традициям, истории, промыслам и т.д.
- Усвоение детьми элементарных знаний о правах человека и гражданина.
- Формирование чувства гордости и ответственности за свою Родину.
- Воспитание у детей толерантности, чувства симпатии и уважения к другим людям вне зависимости от их национальности и религии.
Данные задачи решаются педагогами в рамках воспитательного процесса, с использованием этнокультурных традиций. Воспитание осуществляется во всех видах детской деятельности (учебные занятия, труд, игры и т.д.).
Таким образом, этнокультурное воспитание является тем процессом, в рамках которого решаются задачи по успешной социализации личности как субъекта определенного этноса и многонационального государства.
Особенностью этнокультурного воспитания является то, что в педагогический процесс педагогом включается:
- Знания о родной национальной культуре, социальных нормах поведения и духовно-нравственные ценности этноса.
- Ознакомление детей с культурными достижениями своего народа, а также других народностей и этносов.
- Воспитание интереса к народной культуре, формирование дружеского отношения к людям других национальностей.
- Использование в воспитательном процессе факторов народной педагогики, в соответствии с современными задачами успешной социализации личности ребенка в общество.
- Применение в воспитательном процессе разнообразных дидактических средств этнокультурной направленности (дидактические игры, посещение музеев, этнических выставок и концертов и т.д.)
Условия и направления включения этнокультурных традиций в воспитательный процесс
Одним из основных направлений включения этнокультурных традиций в воспитательный процесс, является использование педагогами традиционных форм народного искусства.
К основным видам народного творчества и искусства, используемых педагогами, являются:
- устный и поэтический фольклор (загадки, потешки, сказки и т.д.);
- музыкальный фольклор (песни, частушки, танцы и т.д.);
- народные подвижные игры и забавы (у медведя во бору, лягушки на болоте и т.п.);
- народные праздники (Масленица, Святки и т.д.);
- народное прикладное искусство (изготовление игрушек, украшений, талисманов и т.д.).
Все указанные народные средства способствуют повышению у детей национального самосознания, воспитания уважительного отношения к собственной культурной и этнической принадлежности.
Основными направлениями этнокультурного воспитания в современном ДОУ, являются:
- Ознакомление детей с культурным наследием, традициями и обычаями своего народа, а также других народностей.
- Знакомство детей с видами народного творчества (устное, песенное, поэтическое и т.д.).
- Формирование у детей природоведческих и историко-географических знаний о регионе своего проживания, и отношения к определенной национальности в рамках многонационального государства.
Для того, чтобы этнокультурные традиции в воспитании были эффективны и принесли ожидаемый результат, педагогу необходимо соблюдать ряд следующих условий:
- Оформление группового пространства предметами декоративно-прикладного искусства, создание уголка национальной культуры.
- Оформление в ДОУ национального музея. В том случае, если нет возможности выделить место под музей, необходимо периодически организовывать национальные выставки, на которых дети будут иметь возможность ознакомиться с народным творчеством, историей и традициями своего народа.
- Организация и проведения народных праздников, привлечение к данного рода мероприятиям не только родителей воспитанников, но иные социальные институты (досуговый центр, музей, театр и т.д.).
- Совместное чтение и последующее обсуждение народных произведений. Например, совместное прочтение сказки или были, и ее обсуждение в формате диалоге, где каждый ребенок имеет возможность высказать свои мысли и чувства по прочитанному.
- Включенность этнического начала во все виды детской деятельности (трудовая, игровая, продуктивная и т.д.)
Педагогическая ценность этнокультурных традиций заключается в том, что их простые и образные методы и средства легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.