Этнокультурные технологии и условия их применения в образовательном процессе
Этнокультурные технологии в сфере образования представляют собой многогранный и трудоемкий педагогический процесс, основанный на концепциях народной педагогики, этнопсихологии, культурологии, философии, социальной деятельности и ряда иных пограничных отраслей науки. Данные технологии в своей основе содержат этнокультурный образовательный элемент. Он является важной структурной составляющей профессиональной деятельности специалистов-педагогов.
Этнопедагогические технологии характеризуются наличием обширного, глубокого содержания, представляющего богатство и разнообразие национальной, народной культуры, этнические особенности региона, жизненный уклад, традиции, обычаи, социальные нормы поведения, нравственные ценности и цели.
Применение таких технологий в учебно-воспитательной работе позволяет специалистам строить диалоги и полилоги с представителями других культур и вероисповеданий.
Протекание этнопедагогической технологии имеет ступенчатый характер и на каждой стадии протекания технологического процесса ставится своя конкретная цель и задачи, определяются формы и методы прохождения учебного процесса, осуществляется выбор педагогического и дидактического инструментария.
Практика применения этнопедагогических технологий в учебно-воспитательной деятельности предполагает создание особых юридических, экономических, управленческих и организационных условий, требуемых для ознакомления и просвещения всех участников образовательного процесса к историческому наследия, активному участию в возрождении духовных ценностей и культурных особенностей развития конкретного региона, района, города. Это насыщает образовательную программу и позволяет сменить традиционные методики обучения на современные технологии, путем проведения учебных занятий в музеях, открытия авторских школ и проведение мастер-классов по различным направлениям.
Для достижения эффективности применения данных технологий в образовании требуется улучшение их процессуальной базы, состоящей из организации учебного процесса, методик ознакомления с этнокультурными учебными материалами учащимися, оптимальная организация педагогической деятельности, связанной с организацией, управлением и контролем прохождения учебных занятий, проведение диагностики, анализа и оценки проектов и этнокультурных программ. Участники образовательного процесса должны получить конструктивное взаимодействие, для чего требуется создать максимально комфортную обстановку и условия протекания педагогической деятельности.
Внедрение этнокультурных технологий в процесс образования базируется на объединении достижений социального и культурного опыта, педагогической науки и практики, синтезе традиционных методик и инновационных технологий протекания учебно-воспитательной деятельности. Важно, учитывать текущий этап общественного развития и внедрять прогрессивные достижения науки и техники в педагогическую практику. Педагоги должны осваивать новые деятельностные и творческие подходы к построению взаимодействия между участниками образовательной системы, между педагогом и учащимися.
Деятельностно-творческий подход в обучении базируется на:
- Постановке цели – требуется сформировать навыки нормальных, толерантных взаимоотношений с представителями другой национальности и уважения иных культурных и этнических ценностей.
- Выборе методов – это могут быть диалоги, полилоги, культурные ассимиляторы.
- Выборе средств – проведение анализа проблемных вопросов, групповых дискуссий, дидактических игр, ролевых занятий и тренингов, применение проектных технологий.
- Требуемом результате – формирование у участников учебно-воспитательной работы способностей к построению позитивных межнациональных взаимоотношений, предотвращения и разрешения этнических конфликтов.
- Организации оптимальных условий протекания учебного процесса – привлечение сторонних граждан, добровольцев в практику мультикультурного направления, проведение занятий творческой направленности.
- Определение контрольных средств- проведение проверки проделанной работы по реализации этнопедагогической образовательной технологии, анализ и оценка деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.
Классификация этнокультурных образовательных технологий
Технологии этнокультурной ориентации, применяемые в образовательном процессе характеризуются широким многообразием. Их можно классифицировать по различным основаниям. Исходя из содержания этнокультурные технологии делятся по нескольким основным направлениям, выступающим отражением разнообразных аспектов образовательной деятельности.
Этнокультурные образовательные технологии классифицируются по следующим группам:
- Технологии изучения национального костюма.
- Технологии изучения религиозных представлений народов.
- Технологии изучения этнопсихологических особенностей народов.
- Технологии изучения этнопедагогических взглядов народов.
- Технологии изучения музыкальной культуры.
- Технологии изучения национальной символики.
- Технологии изучения национальной кухни.
- Технологии изучения танцевальной культуры.
- Технологии обучения фольклору.
- Технологии обучения прохождения праздников, обрядов, ритуалов.
- Технологии обучения декоративно-прикладному искусству.
- Технологии обучения проектной и исследовательской деятельности.
Этнокультурные технологии используются в таких современных формах организации образовательного процесса, как лекционные, дискуссионные и практические направления занятий. Это могут быть:
- лекции-дискуссии, лекции-экскурсии, лекции-демонстрации, лекции-показы, лекции-ошибки и иные лекционные направление, представленные широким многообразием, исходя из особенностей протекания и целей этнопедагогического занятия;
- семинары-шоу, семинары-диспуты, семинары-игры, семинары-аукционы, семинары-инсценировки,
- практические обряды,
- лабораторные работы,
- организация круглых столов,
- проведение специальных этнокультурных дней, концертов, праздников, дней этнопедагогики,
- теле и радио репортажи по направлению этнокультурного творчества и развития,
- ролевые и деловые ринги, заседания клуба знатоков этнопедагогики, различные олимпиады и открытые этнопедагогические уроки.