Понятие эстетического воспитания
Эстетическое воспитание – это систематический и целенаправленный процесс по формированию умений воспринимать и оценивать прекрасное во всех его проявлениях, а также способности создавать произведения искусства.
Сущность эстетического воспитания представлена совокупностью педагогических средств, направленных на решение эстетических задач воспитания.
Эстетическое воспитание личности предполагает формирование и развитие таких качеств как:
- умение видеть прекрасное и его осмысление в разных проявлениях и выражениях;
- умение эмоционально относиться к прекрасному, выражать свои чувства при его созерцании;
- творческие умения, для создания произведений искусства в разных областях (музыка, живопись и т.д.);
- наличие нравственных эстетических суждений.
Основными средствами эстетического воспитания выступают: художественные произведения в различных областях, окружающая природа, повседневная жизнь.
Эстетическое воспитание в процессе своей реализации находится во взаимосвязи со всеми сферами воспитания. Исходя из этого, структурными компонентами эстетического воспитания выступают:
- Эстетическое образование, которое является фундаментом ценностных основ эстетической культуры личности.
- Художественное образование, направленное на формирование знаний и навыков в области ценностных ориентаций и эстетического вкуса.
- Эстетическое самообразование и самовоспитание, целями которых, является самосовершенствование эстетической личности.
- Творческие способности и потребности. Данный компонент предусматривает развитие у эстетической личности таких способностей как мышление, воображение и т.д.
Основные факторы эстетического воспитания
Формирование и развитие разносторонней эстетически развитой личности будет не полноценным в том случае, если процесс воспитания основан, лишь на любовании произведениями искусства и природой. Для эффективности эстетического воспитания необходимо обязательное использование ряда факторов, которые позволяют развивать личность разносторонне, развивать эстетические знания и умения во всех областях.
К основным факторам эстетического воспитания в современном обществе относятся:
- Трудовая деятельность является неотъемлемым фактором воспитания и развития полноценной личности. В процесс трудовой деятельности необходимо указывать на эстетическое значение труда в жизни каждого человека и в обществе в целом. Каждый ребенок должен понимать, что труд – это неотъемлемая часть жизни человека. Правильно организованная трудовая деятельность способствует тому, что ребенок в процессе ее выполнения будет испытывать эстетическое удовлетворение от осуществляемой работы. Задача педагога не только правильно организовать трудовую деятельность, но и после завершения работы оценить результаты своего труда.
- Окружающая предметная среда. Большое значение на эстетическое воспитание ребенка оказывает наполнение окружающей среды (детской комнаты, группы, классного кабинета и т.д.). Окружающие ребенка предметы должны быть эстетически красивыми и привлекательными, вызывать у него эмоциональный отклик при созерцании. При организации предметной среды большое значение имеют иллюстрации, книги, плакаты, возможное музыкальное сопровождение разнообразных видов деятельности и т.д. Тем самым ребенок с самого детства будет привыкать к тому, что его окружают красивые предметы, и в последующем, будет стремиться окружать себя прекрасным.
- Влияние произведений искусства. В процессе эстетического воспитания детей необходимо знакомить с произведениями искусства в разных областях и жанрах (музыка, скульптура, живопись и т.д.). Данное знакомство должно быть основано не просто на устных рассказах педагога, а с помощью практических показов. Во время изучения необходимо уделять внимание особенностям произведений, объяснять, чем отличают друг от друга жанры, как менялось исторически отношение к красоте и как это отразилось в итоге на произведениях искусства. Большое значение необходимо уделять тому, что ряд произведений искусства признаны мировыми шедеврами и находятся под охраной государства, обосновать данное положение вещей. Таким образом, у детей формируются первичные эстетические знания, которые обогащаются с течением времени и возрастом. Полученные знания способствуют в последующем тому, что ребенок сможет полноценно, аргументировано и логично изложить свое мнение, а также выразить свои эстетические чувства от созерцания произведения искусства.
- Самостоятельная художественная деятельность. Каждый ребенок от природы имеет ряд творческих задатков, которые необходимо развивать и совершенствовать в процессе эстетического воспитания. Самостоятельная творческая деятельность личности должна быть направлена на создание художественных ценностей, эстетически прекрасных. Окружать себя собственными произведениями в повседневной жизни, украшать свой быт и т.д.
- Теоретическое эстетическое воспитание. Данный фактор имеет большое значение в эстетическом воспитании личности, так как он направлен на систематизацию имеющихся художественных и эстетических знаний личности. Знания, которые приобретает ребенок в области эстетики, должны быть четко упорядочены, а не хаотичны и обрывочны. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы ребенок, смог применят их в разнообразных видах деятельности и повседневной жизни.
Все факторы эстетического воспитания органично взаимодействуют между собой. Особо важно развивать умения личности к повышению своей эстетической и художественной культуры, стимулировать потребность в непрерывном глубоком и разностороннем самообразовании и самовоспитании. Ведь в конечном счете, уровень культуры зависит от степени эстетической активности самой личности, а все факторы эстетического воспитания направлены именно на то, чтобы ее развивать и стимулировать.