Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эстетическое воспитание: этапы и основные уровни развития

Определение 1

Эстетическое воспитание – это целенаправленный педагогический процесс формирования творческой личности, которая способна воспринимать, оценивать и чувствовать прекрасное, а также создавать собственными силами художественные ценности.

Содержание эстетического воспитания

Эстетическое воспитание направлено на формирование и развитие полноценной личности, наделенной необходимыми эстетическими навыками и компетенциями. В связи с чем, эстетическое воспитание находится во взаимосвязи со всеми иными видами воспитания (трудовое, нравственное, умственное и т.д.).

Основные задачи эстетического воспитания:

  1. Формирование и развитие у ребенка эстетического восприятия произведений искусства и окружающей действительности.
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания и ряда иных эстетических эмоций при созерцании прекрасного или безобразного.
  3. Развитие творческих способностей личности, а также творческих задатков, заложенных в ней от рождения.
  4. Развитие эстетического вкуса и эстетической культуры.

Организация процесса эстетического воспитания требует соблюдения ряда принципов:

  • Принцип комплексного подхода к воспитанию.
  • Принцип взаимосвязи эстетической деятельности с повседневной жизнью.
  • Принцип соблюдения единства общего психического и художественного развития.
  • Принцип соблюдения эстетики в повседневной жизни.
  • Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
  • Принцип полифонизма деятельностных средств.
  • Принцип высокохудожественной направленности.
  • Принцип взаимосвязи процесса эстетического воспитания с национальными традициями и культурой.

Основными средствами эстетического воспитания выступают:

  • разнообразные виды деятельности;
  • окружающая среда и природа;
  • произведения искусства;

Этапы эстетического воспитания

Этапы эстетического воспитания принято разделять в зависимости от возраста ребенка и в зависимости от усвоения эстетических знаний, умений и навыков.

Возрастные этапы эстетического воспитания ребенка:

  1. Этап (2-3 года). Ребенок эмоционально реагирует на красочные изображения, веселую музыку, а также на знакомые предметы, картинки и т.д. В этом возрасте мотив оценки предметов и действий не имеет эстетической направленности, так как у ребенка еще нет такого опыта. Реакция ребенка обусловлена житейским характером. Например, ребенок выбирает книжку, потому что ему дома такую читают, и она для него просто знакома. Либо выбор может определяться яркостью оформления обложки, изображением любого героя и т.д.
  2. Этап (4-5 лет). На данном этапе ребенок уже не просто видит, но и начинает осознавать элементарные эстетические качества произведения. То есть он видит в картинке не просто что-то знакомое, а эстетически привлекательное. В этом возрасте дети начинают испытывать элементарные эстетические чувства, которые основаны на первом эстетическом опыте. Например, во время рассматривания картины дети способны получить элементарное эстетическое удовольствие от сочетания цвета, значительно реже от формы и в целом от композиционных приемов.
  3. Этап (6-7 лет). Дети уже способны воспринимать больше, чем заложено во внешнем изображении. То есть, эстетическое осознание смысла произведения, замысла автора. Например, при прослушивании музыкального произведения дети не просто испытывают удовольствие от гармоничного звучания музыкальных инструментов, но и могут мысленно представить картину, действия или сюжет, которые «рисует» музыка. Они «видят» эстетический смысл музыкального произведения, который в него заложил композитор.
«Эстетическое воспитание: этапы и основные уровни развития» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Этапы эстетического воспитания в зависимости от усвоения эстетических знаний, умений и навыков:

  • Воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
  • Формирование эстетических суждений, оценок и понятий.
  • Воспитание эстетической культуры и эстетических чувств.
  • Воспитание эстетической активности ребенка.
  • Развитие творческих способностей, в соответствии с эстетическими интересами ребенка (музыка, рисование, лепка и т.д.).

Уровни эстетического развития

Уровни эстетического развития личности:

  1. По степени вовлеченности личности в эстетическую деятельность. На данном уровне личность может проявлять себя с трех действенных характеристик:

    • созерцатель: характерно пассивное созерцание окружающего мира и произведений искусства, без проявления своей личной оценки, выражения чувств и т.д.
    • деятель: показывает свои чувства по отношению к произведениям искусства, выражает свои эмоции словами, мимикой, жестами;
    • творец: создает произведения искусства собственными руками, в силу своих творческих способностей и умений.
  2. По мотивам, обуславливающим проявление у личности своей эстетической культуры. На данном уровне личность проявляет свою эстетическую культуру в разнообразных видах деятельности. Проявление эстетики наблюдается в трудовой, учебной, умственной, творческой и т.д. деятельности. То есть, ребенок подходит к деятельности ответственно и старается довести свое дело до конца, при этом добиваясь эстетики в полученных результатах.

  3. По уровню эстетического восприятия. На данном уровне принято выделять три уровня эстетического восприятия: высокий, средний и низкий. Уровень эстетического восприятия зависит от организации воспитательного процесса в семье или учебном заведении. Эстетически полноценная и развитая личность обладает высоким уровнем эстетического восприятия.

Для того, чтобы воспитательный процесс был эффективен, и по его итогам была достигнута цель эстетического воспитания, в рамках учебных заведений целесообразно проведении диагностик на выявление проблем и последующую организацию воспитательно-образовательного процесса таким образом, чтобы их решить.

Таким образом, эстетическое воспитание в своей реализации проходит несколько последовательных этапов, направленных на формирование эстетически воспитанной личности, а также ряд уровней, которые отражают сформированность эстетической культуры личности.

Дата последнего обновления статьи: 23.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot