Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Дж. Локка

Основные положения эмпирико-сенсуалистической концепции воспитания Дж. Локка

Определение 1

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания – это теория о том, что в основе воспитательной деятельности лежит чувственное восприятие ребенка, потому, особое внимание должно уделяться его сенсорному развитию, которое лежит в основе развития опыта и привычек.

Чувственное восприятия лежит в основе познания и развития личности.

Данная концепция воспитания была разработана Дж. Локком – педагогом-мыслителем, английским философом и ученым.

Данная концепция составляет основу его педагогической мысли. Дж. Локк утверждал, что от воспитания зависит все – возможности познания, чувственное, нравственное, эстетическое, творческое развитие, формирование опыта и привычек. Развитие сенсорного восприятия является итогом развития привычек подрастающего поколения и формирования у них жизненного опыта.

Данная концепция опирается на идеи сенсуализма – исключение развития разума, без развития чувств. Иными словами, все, что формируется в ходе чувственного восприятия, становится основой развития человеческого знания.

Основными положениями данной концепции являются следующие:

  1. Человек рождается без представлений и идей, для формирования которых он использует чувственную сферу.
  2. Ум ребенка формируется по мере получения ребенком опыта, основанного на чувственном восприятии.
  3. Человеческий опыт имеет два источника формирования: материальные объекты ощущений и идеи, формирующиеся на фоне ощущений качеств и представлений.
  4. Взаимосвязь нравственного, физического и интеллектуального развития подрастающего поколения и ориентация воспитательной деятельности на формирование этих компонентов.
  5. Человеческое знание формируется опытным путем.
  6. Мыслительные процессы и их развития зависят от внутреннего опыта личности, т.е от его чувственного познания.
  7. Индивидуальные способности каждого характеризуются неравенством, что приводит к разному развитию личности, а соответственно и разному социальному положению.
  8. Социальное неравенство – естественный процесс, нормальное явление, обусловленное развитием ума в ходе чувственного восприятия, приложением разных сил и влиянием внешних обстоятельств при его формировании.
«Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Дж. Локка» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора

Все эти положения отражают необходимость построения определенной воспитательной системы, ориентированной на развитие полноценных граждан общества, достижение ими успешности, т.е заполнение чистого листа их мозга и мышления, формирование навыков чувственного восприятия.

Идеи воспитания Дж. Локка

Джон Локк впервые выдвинул идею о том, что воспитательный процесс должен быть реализован, как комплексное физическое и умственное развитие ребенка. Они тесно связаны и взаимообусловлены. Физическое развитие лежит в основе формирования интеллекта, а тот, в свою очередь, положительно сказывается на развитии и функционировании физических процессов.

Идеи воспитания Дж. Локка сводятся к следующим положениям:

  1. Первостепенное физическое развитие. Воспитание необходимо начинать с физического развития ребенка, которое приведет к его интеллектуальному формированию и поможет в усвоении нравственных основ деятельности.
  2. Привлечение детей к физическому труду. Он способствует снижению напряжения, снятию усталости, повышению умственной работоспособности, активизации познавательных возможностей, укреплению иммунитета и здоровья организма в целом.
  3. Необходимость создания воспитательных учреждений для бедняков, в котором формируются их трудовые основы деятельности, основы поведения.
  4. Опора на принципы гуманизма в воспитательном процессе.
  5. Вариативность методов и средств воспитания. Выбор основывается на индивидуальных особенностях личности, потому как, двух одинаковых детей в природе не существует (с идентичными возможностями, потребностями и творческим потенциалом).
  6. Построение учебных занятий в опоре на естественные склонности детей.
  7. В основе развития логического мышления заложено формирования на ранних этапах обучения четких и ясных представлений о реальных вещах, предметах, процессах, явлениях.
  8. Использование в воспитательном процессе специальных приемов по развитию мышления. Посредством них, ребенок учится рассуждать, выдвигать суждения, сопоставлять и анализировать. Эти навыки лежат в основе развития самостоятельного познания, умений добывать и использовать знания.
  9. Воспитание, по сути имеет пределы своих возможностей, но, в опоре на природный потенциал имеются возможности расширения рамок развивающего обучения.
  10. Эффективными методами воспитания являются методы нравственного воздействия.
  11. Признание методов наказания в качестве слабо пригодных для развития воспитанника и, даже, отрицательно сказывающихся на формировании его духовного мира.
  12. Повторные нравственные действия – основа развития у ребенка положительного опыта деятельности, усвоения социальных норм и правил. Дж. Локк говорит о том, что необходимо постоянно создавать ситуации, в которых ребенку требуется повторять те или иные действия. Это формирует привычки поведения.
  13. Приоритетным методом воспитательного воздействия Дж. Локк признавал убеждение. Это обусловлено тем, что ребенок способен к принятию доводов взрослого и примеров его поведения, а также стремится получить одобрение от него, а, потому, его можно убедить, что то или иное поведение, действия и поступки вызовут у взрослого одобрение, похвалу, восхищение.
  14. Наглядные методы воспитания наиболее подход для нравственного развития подрастающего поколения. Заучивание правил – не продуктивно. Оно не приводит к усвоению социальных норм и правил поведения. Детям требуется наглядный пример поведения и действий в конкретных ситуациях и при различных обстоятельствах.

Следует отметить, что в своем трактате о воспитании, Дж. Локк рассматривал воспитательный процесс для знатных сословий. Однако, ученые-последователи отмечали, что идеи актуальны для всех сословий.

Дата последнего обновления статьи: 05.08.2025