Основные положения эмпирико-сенсуалистической концепции воспитания Дж. Локка
Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания – это теория о том, что в основе воспитательной деятельности лежит чувственное восприятие ребенка, потому, особое внимание должно уделяться его сенсорному развитию, которое лежит в основе развития опыта и привычек.
Чувственное восприятия лежит в основе познания и развития личности.
Данная концепция воспитания была разработана Дж. Локком – педагогом-мыслителем, английским философом и ученым.
Данная концепция составляет основу его педагогической мысли. Дж. Локк утверждал, что от воспитания зависит все – возможности познания, чувственное, нравственное, эстетическое, творческое развитие, формирование опыта и привычек. Развитие сенсорного восприятия является итогом развития привычек подрастающего поколения и формирования у них жизненного опыта.
Данная концепция опирается на идеи сенсуализма – исключение развития разума, без развития чувств. Иными словами, все, что формируется в ходе чувственного восприятия, становится основой развития человеческого знания.
Основными положениями данной концепции являются следующие:
- Человек рождается без представлений и идей, для формирования которых он использует чувственную сферу.
- Ум ребенка формируется по мере получения ребенком опыта, основанного на чувственном восприятии.
- Человеческий опыт имеет два источника формирования: материальные объекты ощущений и идеи, формирующиеся на фоне ощущений качеств и представлений.
- Взаимосвязь нравственного, физического и интеллектуального развития подрастающего поколения и ориентация воспитательной деятельности на формирование этих компонентов.
- Человеческое знание формируется опытным путем.
- Мыслительные процессы и их развития зависят от внутреннего опыта личности, т.е от его чувственного познания.
- Индивидуальные способности каждого характеризуются неравенством, что приводит к разному развитию личности, а соответственно и разному социальному положению.
- Социальное неравенство – естественный процесс, нормальное явление, обусловленное развитием ума в ходе чувственного восприятия, приложением разных сил и влиянием внешних обстоятельств при его формировании.
Все эти положения отражают необходимость построения определенной воспитательной системы, ориентированной на развитие полноценных граждан общества, достижение ими успешности, т.е заполнение чистого листа их мозга и мышления, формирование навыков чувственного восприятия.
Идеи воспитания Дж. Локка
Джон Локк впервые выдвинул идею о том, что воспитательный процесс должен быть реализован, как комплексное физическое и умственное развитие ребенка. Они тесно связаны и взаимообусловлены. Физическое развитие лежит в основе формирования интеллекта, а тот, в свою очередь, положительно сказывается на развитии и функционировании физических процессов.
Идеи воспитания Дж. Локка сводятся к следующим положениям:
- Первостепенное физическое развитие. Воспитание необходимо начинать с физического развития ребенка, которое приведет к его интеллектуальному формированию и поможет в усвоении нравственных основ деятельности.
- Привлечение детей к физическому труду. Он способствует снижению напряжения, снятию усталости, повышению умственной работоспособности, активизации познавательных возможностей, укреплению иммунитета и здоровья организма в целом.
- Необходимость создания воспитательных учреждений для бедняков, в котором формируются их трудовые основы деятельности, основы поведения.
- Опора на принципы гуманизма в воспитательном процессе.
- Вариативность методов и средств воспитания. Выбор основывается на индивидуальных особенностях личности, потому как, двух одинаковых детей в природе не существует (с идентичными возможностями, потребностями и творческим потенциалом).
- Построение учебных занятий в опоре на естественные склонности детей.
- В основе развития логического мышления заложено формирования на ранних этапах обучения четких и ясных представлений о реальных вещах, предметах, процессах, явлениях.
- Использование в воспитательном процессе специальных приемов по развитию мышления. Посредством них, ребенок учится рассуждать, выдвигать суждения, сопоставлять и анализировать. Эти навыки лежат в основе развития самостоятельного познания, умений добывать и использовать знания.
- Воспитание, по сути имеет пределы своих возможностей, но, в опоре на природный потенциал имеются возможности расширения рамок развивающего обучения.
- Эффективными методами воспитания являются методы нравственного воздействия.
- Признание методов наказания в качестве слабо пригодных для развития воспитанника и, даже, отрицательно сказывающихся на формировании его духовного мира.
- Повторные нравственные действия – основа развития у ребенка положительного опыта деятельности, усвоения социальных норм и правил. Дж. Локк говорит о том, что необходимо постоянно создавать ситуации, в которых ребенку требуется повторять те или иные действия. Это формирует привычки поведения.
- Приоритетным методом воспитательного воздействия Дж. Локк признавал убеждение. Это обусловлено тем, что ребенок способен к принятию доводов взрослого и примеров его поведения, а также стремится получить одобрение от него, а, потому, его можно убедить, что то или иное поведение, действия и поступки вызовут у взрослого одобрение, похвалу, восхищение.
- Наглядные методы воспитания наиболее подход для нравственного развития подрастающего поколения. Заучивание правил – не продуктивно. Оно не приводит к усвоению социальных норм и правил поведения. Детям требуется наглядный пример поведения и действий в конкретных ситуациях и при различных обстоятельствах.
Следует отметить, что в своем трактате о воспитании, Дж. Локк рассматривал воспитательный процесс для знатных сословий. Однако, ученые-последователи отмечали, что идеи актуальны для всех сословий.