Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экзаменационный стресс студента и пути его преодоления

Определение 1

Экзаменационный стресс – это форма психического расстройства кратковременного характера, связанная с развитием экзаменационного невроза и психотравмой.

Стресс является следствием различных причин. Перед сдачей экзамена он обусловлен переживанием студента о его итогах, сопоставлением своих возможностей, временных ресурсов с экзаменационными требованиями, нормами знания и т.д. и т.п.

Стресс оказывает отрицательное воздействие на организм студента, что может привести к развитию различных заболеваний, а также усложнить процесс подготовки к экзамену и его сдачи из-за нарушения функции восприятия, работы внимания и памяти, дезорганизации деятельности, нервного перенапряжения, неадекватных реакций. Потому, со стрессом необходимо бороться и своевременно его устранять.

Симптоматика экзаменационного стресса

Все симптомы, проявляющиеся при экзаменационном стрессе, относятся к одной из четырех групп:

  1. Симптомы физиологического характера. Они связаны с проявлением физических нарушений в работе организма: головные боли, расстройства желудка, перепады давления, аритмия, тошнота, появление различных высыпаний, нарушение дыхательного баланса, повышение мышечного напряжения.
  2. Симптомы эмоционального характера. Они связаны с появлением чувства тревожности, апатии, панических атак, страха, паники, растерянности и, даже, развитием депрессивных состояний.
  3. Симптомы когнитивного характера. Они связаны с негативным настроем на экзамен и его итоги. Студент видит отрицательную картину развития событий: получение плохой отметки и отчисление, реакция родителей, дальнейшая деятельность и т.д. Также, студенту снятся кошмары, он критикуют себя, сравнивая с успехами других. В период экзамена может наблюдаться ухудшение памяти и концентрации внимания – в силу стрессовых ожиданий.
  4. Симптомы поведения. Они отражаются в желании студента уйти от проблемы – занятие иными делами вместо учебы, избегание разговоров о сдаче экзамена, нежелании принимать решения, рассмотреть свои слабые стороны и подтянуть их, употребление алкоголя и иных напитков, позволяющих снять напряжение, уйти от проблемы.
«Экзаменационный стресс студента и пути его преодоления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Использование методов релаксации для профилактики развития экзаменационного стресса

В борьбе со стрессом, обусловленным сдачей экзаменов, важно, привести организм в стабильное психоэмоциональное состояние. Для этого активно применяются методы релаксации. Они позволяют организму расслабиться, что снижает напряжение физического и психического характера, снизить возбуждение организма и устранить чувство тревожности.

К основным методам релаксации относятся:

  • Нервно-мышечное расслабление.
  • Произвольный контроль дыхания.
  • Проведение медитаций.
  • Аутогенные тренировки.
  • Биологическая обратная связь.

Данные методы хороши тем, что они позволяют привести организм в спокойное, устойчивое состояние в течение краткого промежутка времени. Например, при возникновении панической атаки или резкого нарушения дыхания, вызванного страхом, тревогой, осуществляется контроль дыхания или применяется метод мышечного расслабления.

Следует отметить, что эмоциональное напряжение хорошо устраняется, посредством смеха. Потому, при возникновении тревожных состояний, являющихся предпосылкой развития стресса, следует отвлечься на что-то веселое. Это позволит снять психологическое напряжение, дать организму заряд энергии для дальнейшей деятельности. Кроме того, смех способствует расслаблению всех групп мышц, что, по сути, выступает релаксацией организма.

Одной из релаксационных техник, используемых для преодоления стрессовых ситуаций, является представление себя в другой обстановке. Хорошо представлять себя в том месте, с теми людьми, которые способствуют успокоению и расслаблению. Это может быть море, лес, прогулка возле озера и иные места. Необходимо представить свое нахождение там, погрузиться в ту среду и расслабиться.

Проведение гимнастики для мозга

Такая гимнастика ориентирована на активизацию работы головного мозга и его подготовку к интеллектуальной деятельности (особенно к восприятию и запоминанию больших объемов информации).

Гимнастические упражнения стимулируют работу познавательной сферы, отвлекают от текущих проблем, связанных с подготовкой к экзамену, что положительно сказывается на расслаблении организма.

Гимнастика для мозга включает в себя выполнение следующих упражнений:

  1. Начертание восьмерок. Рисуются восьмерки на листе – поочередно правой и левой рукой, затем, совместно двумя руками. После, все тоже самое повторяется в воздухе.
  2. Активизация мозга. Выбираются точки, которые отвечают за приток крови к мозгу – пупок, место под ключицами между ребрами – слева и справа от груди. Их необходимо аккуратно массировать, слегка придавливая.
  3. Совершение перекрестных движений. В положении сидя происходит скрещивание рук на груди и локтем левой руки тяга к правому колену. Затем, меняется сторона движений: локоть правой руки тянется к левому колену. После, тоже самое выполняется в положении стоя. Затем, левая нога соединяется с правой рукой за спиной и происходит смена сторон.
  4. Совершение крюков. Лодыжки сцепляются в удобное положение. Затем, руки выдвигаются вперед, ладони сцепляются в замок в направлении друг к другу и выворачиваются во внутрь на уровне груди. Все движения должны сопровождаться взглядом.

Следует отметить, что каждое упражнение требует двух-трехкратного повторения. Хорошо выполнять упражнения в комплексе.

Дыхательная гимнастика как метод профилактики и борьбы с экзаменационным стрессом

Дыхательная гимнастика является методом релаксации, а, следовательно, позволяет стабилизировать психоэмоциональное состояние организма.

Применяют следующие варианты дыхательной гимнастики:

  1. Полное дыхание. Делаются глубокие вдохи, заполняющие весь организм и глубокие выдохи, выводящие все негативные эмоции наружу. Для этого, одна рука кладется на живот, а вторая на грудь – для контроля наполнения организма воздухом. Дох задерживается на две секунды. Постепенно время задержки увеличивается;
  2. Активирующее дыхание. Оно основано на совершении длительного входа и краткого, резкого выдоха. Это хорошо расслабляет организм.
Дата последнего обновления статьи: 25.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot